Американец Джон Нептьюн впервые познакомился с японской флейтой сякухати на Гаваях, где в рамках университетского курса по этномузыкологии прошел свое первое обучение игре на этом инструменте у буддийского монаха. В 1973-77 годах он учился на уже самом серьезном уровне в Киото и получил высшую степень мастера – shi-han, а с ним и почетное имя "Кайдзан" – "Морская гора". В том же году вышла пластинка японской группы Oriental Mechanic Band во главе с клавишником Хидеки Мацутаке, где Джон исполнял флейтовые партии, а его первый сольный альбом Bamboo Textures вышел два года спустя. За ним последовала работа с группой Arakawa Band под руководством саксофониста Тацухико Аракавы, которая получила рейтинг "Выдающаяся работа года" Агентства культурных связей при Министерстве образования Японии – впервые выданная иностранному исполнителю. Теперь о содержимом пластинки.
John Kaizan Neptune with Arakawa Band (1980) Bamboo. Альбом представляет собой микс японской музыки с джазом – тренд, начатый Ходзаном Ямамото еще в 60-е годы, но здесь акценты расставлены иначе. Открывается он заглавным треком, который соединяет традиционную бамбуковую флейту с джаз-фанком – в принципе, неплохо, но не более (особенно с сегодняшней позиции). Ключевой композицией является следующая за ним – 12-минутная Blue Wind, полностью написанная Джоном Нептьюном: это мощный мультижанровый эпик на стыке этно-фьюжна и прогрессив-рока, где в разных частях встречаются японская традиция, джаз, рок, фанк и академическая европейская музыка, то сливаясь, то существуя обособленно. Вторая сторона начинается с слегка расслабленной джаз-фанковой Walk Downtown с элементами латино, где обращают на себя внимание флейта и мануальная перкуссия, а заключительная Fun Key выполнена в ключе напористого джаз-фанка. Между ними расположился еще один 12-минутный номер – Genji, снова политематический и полистилистический, но уступающий шикарному Blue Wind. Стартует он очень традиционно – с ведущей типично восточноазиатскую мелодию флейты сякухати, потом вдруг взрывается мощным джазовым тутти, но вскоре переходит в почти танцевальный вариант джаз-фанка, так что имевшиеся ожидания не оправдываются. Тем не менее, это заслуживающая внимания пластинка – кстати, она неоднократно переиздавалась.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|