BREAKOUTКаким образом ко мне попал СD c их третьим альбомом с простым названием
Blues - 1971 сейчас я не вспомню, но именно с него начинается моя маленькая польская полочка. Набрал в поиске Дискогса "Breakout" и обнаружил, что первые 2 альбома группы вышли в свет в мои любимые годы и нашёл возможность их послушать. Дебют -
Na Drugim Brzegu Tęczy - 1969 и второй альбом -
70а - 1970 представляют группу в виде квартета с вокалисткой Mira Kubasińska. В центре музыки группы – крутой гитарист Tadeusz Nalepa. Играют старый добрый РнБ, шпилят корневой чистый блюз, поглаживают шестидесятническую ПОПу, шалят с джазом... Задействованы гармошка, сакс, флейта и вокальная группа «Алибабки» на подпевках. С музыкальной точки зрения у меня нет претензий к альбомам, есть только один момент - это польский язык. Знаю, что многие не любят все эти "пшычны пшечны", я тоже не в восторге, но терпел и старался не обращать внимания. Больше мне понравились попадающиеся треки с мужским вокалом, чем все эти польскобабские визги. Музыка-то правильная, хорошая, древняя. В развитии BREAKOUT начали погружаться в протопрогрессивный фьюжн из стилей и модных направлений, первым проник к ним хардрок. Есть на альбомах крутосварганенные джемы и блюзовые психоделичные болота. Замени Миру на Джанис и по музыке получаем BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY. Вот такая загогулина загогулилась при поиске похожестей! Никаких открытий и откровений я для себя не нашел, исполняют клёво, дух времени присутствует. Есть более симпатичные композиции, но есть и привычные банальные ходы и повороты. В этом стиле трудно удивлять, ты или блюзер, или вали к своим печенегам и половцам.
Digipack с третьим альбомом
Blues - 1971 сохранил прилепленную мной заметку с отмеченными 5-ю песнями из 9 возможных. Когда же это было?... Когда-то в cамом начале XXI века. Буду слушать... Мира получила отставку и я рад этому факту почему-то. BREAKOUT впоследствии не раз аккомпанировали Мире на её альбомах. Blues все вокруг считают лучшим альбомом группы. Название альбома сигнализирует нам о том, что все поиски и метания в прошлом и теперь впереди только Его Таинство БЛЮЗ. Великолепный жирный звук гитары, масса риффов и цепляющих моментов. Гитара Налепы мне напомнила гитару Рори Галлахера своим напором и неоспоримым лидерством. В теле альбома поселилась губная гармошка, а как блюз играть без неё? Работа басиста впечатлила. Классный блюзроковый альбом, на виниле должен внушить дополнительного уважения к себе. Первые польские пресса LP всех трёх альбомов - моно. Правда потом штампанули и стерео, но в свободной продаже в приличном состоянии фиг найдёшь. Ещё обложки у поляков жидкие и хлипкие. BREAKOUT - польские пионеры блюза. Им возведены памятники на родине и я присоединяюсь к аплодисментам.
Я был бы не я, если бы не заглянул, что же там у них дальше. Слуханул первый сольник вокалистки-пацанки
Mira Kubasińska & Breakout – Mira - 1971. Всё, чего лишился BREAKOUT на своём блюзовом гиганте, подобрала и оживила Мира Кубасинская. Материал на альбоме, по большому счёту, это популярный РнБ, он намного легче, с упором на поэзию и лиричность. Как всегда есть неплохие песни и гитарные партии Налепы, а есть тоска под черемшныной. Как будто взглянул на Джекилла и Хайда этих поляков. Ничего против более доступной Миры не имею, но вряд ли буду переслушивать.
Тем временем BREAKOUT под предводительством Тадеуша Налепы выпустил свой самый коммерчески успешный альбом
Karate - 1972, в народе прозванный "картошкой" за картошку на обложке. Прямолинейный однотипный блюз и блюз рок с обилием гармошки, с простыми, предсказуемыми ходами и подходами. В струе Blues - 1971, но явно слабее, шаг вперёд и два назад.
Следующим релизом стал второй совместный альбом со старой подругой Мирой.
Mira Kubasińska & Breakout – Ogień - 1973 - представитель более дружелюбного Джекилла, а по сути всё тот же коктейль из старого доброго РнБ, гармошкоблюзов, хардрока, вялотекущих медляков и мастеровитых джемов. А2 Великий Огонь почти 13 минут развивается и мутирует, эти поляки играть умеют и мне нравится этот альбом. Разнообразнее и поинтереснее, чем Karate, не зацикленная на блюзе музыка.
Но если Вы зациклились на блюзе, то смело берите и слушайте следующий альбом
BREAKOUT Kamienie - 1974. Все признают, что нового и выдающегося на нём Налепа не создал, но для поклонников группы и стиля тут есть чем поживиться. Я проглотил его и не подавился, подобная музыка плотно ассоциируется с такими гигантами, как TYA, SAVOY BROWN, FLEETWOOD MAC, Rory Gallagher, Robin Trower и тд и тп. В качестве слабого звена упомяну таки однообразность и относительную неоригинальность материала. Сто раз такое я слушал у вышеперечисленных динозавров блюза.
На следующем альбоме
Nol - 1976 Налепа и Мира снова воссоединились в одну банду. Надо заметить, что остальные музыканты вокруг этой парочки менялись постоянно. В новом составе появился клавишник с Хэммондом, электропианино и мугом, музыка вышла наконец за рамки блюзовых стандартов, заполыхало джазроком и фанковыми ритмами. Качественные песни, офигенное музицирование, опыт и класс чувствуются за километр. Мира ещё больше стала похожа на мужика и гарно распелась. Песни имеют обволакивающий эффект и хардроковый драйв. Хороший альбом и я перестал обращать внимание на польский язык - привык. Мoże w mojej rodzinie byli Polacy?
Нашел несколько песен из следующего альбома
ZOL - 1979. Он продолжает линию Nol, показывая блюзрок\хардрок высокого качества, а, главное, BREAKOUT игнорируют ПОПу и коммерцию, они на своей волне.
Последний альбом группы
Żagiel ziemi - 1980 был написан для московской олимпиады и считается самым слабым и неудачным в дискографии, вдохновение улетучилось, самоповторы вышли на первый план, песни потеряли актуальность и цеплялки.
Тадеуш Налепа начал сольную карьеру, записал более десятка альбомов, в 2007 году почил в бозе. Мира ушла от нас раньше – в 2005 году. RIP. Хорошая группа, 2 дня просидел с ними и не жалею. Интересный экскурс в польский РОК. В коллекции оставил только CD Blues.