Motoharu Yoshizawa & Takao Haga (1980) Oops. Третья и последняя из изданных коллаборация Такао Хаги представляет собой дуэт с уже признанным мастером фри-джаза и свободной импровизации контрабасистом Мотохару Йосидзавой, когда-то игравшего в том числе и с Каору Абэ, с которым нередко сравнивают Хагу. Как и два предыдущих его релиза, он издан частным порядком, и подобно дебютнику, длится почти целый час. Несмотря на то, что вторая сторона пластинки формально включает два трека – G-1 и G-2, – они идут нон-стопом, так что, по сути, это опять формат с номерами длиной на полную сторону. Как можно заранее догадаться, здесь записан фри-джаз, авант-джаз и фри-импров – все в неагрессивных вариантах. Оба музыканта не раз меняют инструменты: Хага чередует альт- и сопрано-саксофоны, кларнет и бас-кларнет, а иногда играет на губной гармонике и даже садится за фортепиано, тогда как Йосидзава использует не только свой любимый пятиструнный контрабас, но и электрический бас, а также орган, свисток и разные предметы. Кроме того, он, как всегда, регулярно переходит от смычка к пиццикато и обратно, хотя предпочитает все же смычковый стиль. Контрабас – не самый динамичный из инструментов, так что экспрессии здесь поменьше, чем в остальных работах Хаги, а та, что есть, почти целиком создается за счет духовых с добавлением изредка голоса. Так что на меня этот альбом Хаги произвел чуть менее сильное впечатление, чем прежние его работы, но он по-своему тоже хорош, в том числе из-за прекрасного взаимодействия и взаимопонимания музыкантов в импровизации. Любителям джазового авангарда должно понравиться, несмотря на имеющиеся вставки экстремального минимализма с его пустотностью и отдельные чисто авангардные фрагменты безо всякого джаза, как, например, концовка первого трека и середина второй стороны, где есть лишь странные звуки не вполне понятной природы, идущая фоном радиопередача, тихие подвывания, стуки, звяканья и другие шумы, как и извлекаемые из музыкальных инструментов немузыкальные звуки, что гораздо ближе к "конкретной музыке". Но в целом все же мне показалось очень занятным.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|