Уголок коллекционера
http://old-rock.info/forum3/

"Другая" музыка из Японии
http://old-rock.info/forum3/viewtopic.php?f=15&t=3301
Страница 5 из 19

Автор:  daydreamer [ 21 апр 2012, 17:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Joji Yuasa (2006) Obscure Tape Music Of Japan, vol. 4: Music For Theatrical Drama. Этот диск занял почетное 39-е место в коуповском рейтинге "50 лучших альбомов из Японии" и, пожалуй, из того, что я слышал, действительно интереснее и слушабельнее остальных его релизов. Хотя я сам вряд ли включил бы его в число лучших японских дисков, не отрицая при этом его значимости. Впрочем, несмотря на то, что это 100%-ный авангард с использованием musique concrète, я совершенно не испытывал отторжения при его прослушивании. В этой связи не могу не процитировать Коупа: "За последние 10 лет мы растянули наши размягченные пластмассовые мозги до таких пределов, что никто в здравом уме не решится предсказать, куда в следующий раз нас заведут наши центры музыкальных удовольствий". Оба трека, каждый более 20 минут, были записаны очень давно: Oen – в 1963 году, Mittsu no Sekai – в 1959. Стилистически они довольно близки друг к другу и сочетают экспериментальное звукоизвлечение при помощи секвенсоров, осцилляторов и простейших электронных приборов с разнообразными способами обработки и записи звука при помощи манипуляций с магнитными лентами. Сюда добавлены радиошумы, обрывки радиопередач, опыты с "конкретной музыкой", оркестровые вставки каких-то произведений в духе Мессиана, человеческие голоса и многое другое. В общем-то, получилось довольно складно, если это слово вообще применимо к такого рода музыке.

Автор:  daydreamer [ 21 апр 2012, 17:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Joji Yuasa (2008) Obscure Tape Music Of Japan, vol. 7: Music For Experimental Films. На этом диске представлено три произведения японского авангардного композитора, одного из первых членов сообщества Jikken Kobo (Experimental Workshop), основанного Тору Такемицу в начале 50-х. Первый трек, самый длинный – почти 20-минутный Andy Warhol: Re-Reproduction, датированный 1974 годом, – мне не понравился совершенно. Как экспериментаторство это, может быть, и интересно кому-то, но крайне малослушабельно: практически целиком это запись какого-то монолога или интервью Уорхола, где его голос искажен до неразборчивости и перемешан с разного рода шумами и паузами. Идущие следом Autonomy (1972 г.) и Document Of The Long White Line (1960 г.) примерно одной длины, около 12 минут каждый, и их оба можно послушать. Первый из них представляет собой череду разного рода зловещих звуков неоднозначного происхождения с почти обязательным эхо-эффектом или "эффектом пустой комнаты". Напряженный и местами даже пугающий, он хорошо лег бы в качестве саундтрека к какому-нибудь хоррор- или саспенс-фильму. Последний номер – наверно, наиболее легкий для восприятия из всех сочинений Юасы, изданных в серии Obscure Tape Music Of Japan. В нем экспериментальные способы звукоизвлечения (например, вибрация металлических листов или шелест ссыпающихся осколков стекла) соседствуют с более традиционными – при помощи музыкальных инструментов. Более того, заметная часть трека – это оркестровая музыка в диапазоне от Мессиана до Шостаковича. Пожалуй, если не бы не затяжная первая часть диска, его вполне можно было бы рекомендовать к прослушиванию.

Автор:  daydreamer [ 27 апр 2012, 16:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

R.N.A. Organism (1980) R.N.A.O. Meets P.O.P.O. Альбом, выпущенный на культовом лейбле Vanity Records под руководством Каору Сато, который позже преобразовал группу в свой новый проект EP-4. Забавно, что владелец лейбла Vanity – Юдзуру Аги, – впервые услышав запись R.N.A. Organism, решил, что это какие-то крутые заокеанские экспериментальщики, и именно под этим соусом разрекламировал их в журнале Rock Magazine. Только потом, узнав, что группа родом из Киото, он издал их. Музыка на пластинке представляет собой электронный минимализм, положенный на сатирические скетчи в духе The Residents с незатейливыми электроорганными мелодиями, искаженными голосами, попискиванием синтезаторов, псевдоиндустриальными шумами, нойзящей электрогитарой, выныривающими из ниоткуда трубой и фанковым басом и т.д. Занятно, хотя спустя десятилетия уже не так захватывающе.

Автор:  daydreamer [ 26 июн 2012, 13:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Masahiko Sato Trio (1971) Penetration. Последний релиз Трио Масахико Сато первого периода, до реюниона 1982 года. Здесь место блистательного Масахико Тогаси за барабанной установкой занял Масахико Озу, позже вошедший в состав Masaru Imada Trio. Концерт записан на Берлинском джазовом фестивале в ноябре 1971 года, и диск состоит из двух продолжительных выступлений, каждое на целую сторону пластинки. Первый трек – 22-минутный Poise – представляет собой фри-джазовую импровизацию, где доминируют хитроумные фортепианные пассажи лидера группы, сопровождаемые его же упражнениями на ринг-модуляторе (по звучанию напоминающими флэнжерные искажения), барабанными эскападами и легкими вставками контрабаса, как смычкового, так и пиццикато. В основном музыка среднетемповая или даже медлительная, задумчиво-меланхоличная. Состоит она преимущественно из свободных импровизаций, но периодически появляются очень симпатичные темки. Вторая сторона диска с 19-минутной Route 29 намного более живая и более консистентная, при этом в ней постоянно меняется настроение, темп и динамика. Значительная часть трека исполнена бурно и очень энергично, с мощными фортепианными аккордами (модулятор присутствует и здесь), бубнящим басом и рассыпчатыми барабанными дробями. Неплохая работа.

Автор:  daydreamer [ 11 июл 2012, 16:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Itaru Oki (1977) Mirage. Пластинка, записанная японским трубачом в компании крупнейших фигур японского фри-джаза 70-х: контрабасиста Кейки Мидорикавы, барабанщика Масахико Тогаси и писаниста Такаси Како. С одной стороны, невозможно не отметить высочайший профессионализм музыкантов, тонкое чутье мыслей друг друга в импровизациях и крепкие, добротные композиции. С другой стороны, мне эта работа показалась довольно конвенциональной по сравнению с прочими проектами всей этой плеяды. Да – все хорошо, точно и изысканно, но вот лично мне не хватило какой-то новизны, экспериментальности, неприглаженности... Может, не под настроение, конечно, легло, но слушал не единожды – результат тот же. Не зацепило, короче.

Автор:  daydreamer [ 11 авг 2012, 17:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Zoom (1982) Zoomin'. Альбом японского джазового комбо, образованного лучшим барабанщиком Японии Мотохико Хино (по версии читателей Swing Journal – он получал этот титул 15 лет подряд, начиная с 1972 года) и его коллегой басистом Нобуйоси Ино, игравшим прежде в Masayuki Takayanagi & New Direction Unit, Hiromasa Suzuki Trio и Motohiko Hino Quartet. Компанию им составили гитарист Казумаса Акияма, пианист Наоки Китадзима и тромбонист Кендзи Нисияма, кое-где появляется также женский вокал. Первая сторона диска лежит целиком в области мягкого, лаунжевого джаза – того типа, что приглушенно играет где-нибудь в лобби курортного ресторана, заполняя собой тишину и при этом отвлекая на себя внимание гостей. Расслабляющая музыка, звучащая как фон и не оставляющая следа в памяти. Вторая сторона пластинки поинтереснее, особенно 10-минутная Black Forest и следующая за ней Crystal Eyes. В первом необыкновенно активна гитара, весьма разнообразящая мирный пейзаж альбома, а во втором занятны партии баса (в том числе смычковые) и фортепиано. Заключительная Shake A Hip, пожалуй, наиболее динамична, в ней хороши все исполнители, я бы отметил в особенности барабаны и тромбон. Можно послушать разок, но в целом – не тот сорт, что я люблю.

Автор:  daydreamer [ 11 авг 2012, 17:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Naoya Matsuoka & Wesing (1982) September Wind. Один из последних альбомов японского клавишника вместе с группой товарищей, включая духовую секцию и массу перкуссионистов. Традиционно Мацуока сочинял и исполнял эстрадный джаз с сильным влиянием латино, в значительной степени это происходит и здесь, при активном участии трех выделенных мануальных перкуссионистов с испанскими именами. Более половины содержимого я бы отнес латинизированной версии эстрадных оркестров типа Джеймса Ласта и Поля Мориа с лидирующими партиями электропиано. В середине пластинки есть пара номеров – Adria и Noche Corriendo – в которых сольные партии отданы примоченной гитаре (гитаристов двое – Акира Вада из Prism и Кендзи Омура, игравший с Дзюном Фукамачи). Эти вещи сочетанием гитары и латинской перкуссии мне напомнили Сантану конца 70-х – начала 80-х. В целом беззубо и неоригинально. Беспонтовый альбом, не стоит тратить свое время.

Автор:  daydreamer [ 11 авг 2012, 17:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Yuji Ohno (1982) Cosmos. Юдзи Оно – в общем-то достаточно заслуженный клавишник, игравший в основном традиционный джаз, без каких-либо экспериментов, а посему лично для меня личность малоинтересная. Но я все же решил послушать эту пластинку, тем более, что в его команде здесь играет гитарист Такао Наои, прежде трудившийся в Love Live Life + One и Kohsuke Ichihara All Stars. Также в кредитах указан филиппинский саксофонист Джейк Консепсьон, работавший со многими примечательными японскими джазменами. Увы, диск полностью мимо кассы – хорошо, что я не тратил на него денег. На 80% это эстрадный джаз и какая-то музыка, которая у меня ассоциируется с заполнением радиопауз. В паре треков, включая самую продолжительную композицию альбома – 6-минутную Over The Galaxy – есть что-то общее с Alan Parsons Project (и как мне показалось, чуть ли не цитата из I Robot), но и все на этом. Избегать.

Автор:  daydreamer [ 19 авг 2012, 20:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Toshiyuki Miyama And New Hard Orchestra (1971) Eternity?/Epos. На протяжении своей очень продолжительной активности оркестр Тосиюки Миямы порой бросало из крайности в крайность – от беззубой босса-новы до бескомпромиссного фри-джаза. Эта пластинка (кстати, квадро) относится к последнему, что, в принципе, можно было предполагать, поскольку авторами композиций являются известные любители авангардного джаза Масахико Сато и Масахико Тогаси. Не знаю, умысел здесь или ошибка, но обычное название New Herd Orchestra на обложке этого диска изменилось на Hard Orchestra. Подзаголовок: Compositions For Percussion And Orchestra – к 16 членам оркестра (из которых 13 – духовики) добавились четверо барабанщиков и фортепиано Масахико Сато. Первая сторона диска – три части сюиты Eternity?, написанной Тогаси, вторая сторона занята единым 18-минутным треком Epos авторства Сато. В принципе, и то, и другое – в рамках единой стилистики, принципиальной разницы нет. Большей частью это авант-джаз со склонностью к импровизационному минимализму, несмотря на масштабный состав музыкантов. Много пауз, тихих мест, отдельных партий перкуссии и фортепиано, и даже оркестровые тутти звучат в основном приглушенно… Осторожная и какая-то настороженная музыка. Общее впечатление – неоднозначное. С одной стороны, нечто интересное в этом безусловно есть. С другой – не уверен, что мне понравилось. Такое вот противоречие разума и эмоций.

Автор:  daydreamer [ 06 сен 2012, 21:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Terumasa Hino Sextet (1972) Fuji. Единственный альбом, записанный секстетом во главе с трубачом Терумасой Хино, куда вошли его брат барабанщик-виртуоз Мотохико Хино, гитарист Кийоси Сугимото, саксофонист Такао Уэмацу, пианист Микио Мацуда и басист Йосио Икеда. Четыре продолжительных – от девяти с половиной до почти восемнадцати минут – трека различной интенсивности в диапазоне от мелодичного бопа до энергичного фри-джаза. Открывает пластинку среднетемповый номер Be And Know, за которым следуют две довольно динамичных вещи Reaction и Fuji. Все три написаны Терумасой Хино, и все три весьма достойны. Отличная труба лидера группы – слегка нервная, напоминающая Фредди Хаббарда и, конечно, не без влияния Майлза Дэвиса, но не меньше впечатляют и партии сакса в духе Гато Барбьери, хороши фортепиано и раскатистые барабаны. Несмотря на довольно витиеватые атональные зигзаги трубы, слушается нормально, совершенно не напрягая. Завершает альбом лиричная композиция A Child Is Born, написанная американским трубачом Тэдом Джонсом двумя годами ранее для его совместного с Мэлом Льюисом альбома Consummation. Японская версия вдвое увеличена в длительности звучания по сравнению с оригиналом и очень хороша. Весьма достойно.

Автор:  daydreamer [ 22 окт 2012, 22:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Gaseneta (1991) Sooner Or Later. Записи 1978 года легендарной японской команды, долгое время остававшиеся их единственным альбомом, изданным на P.S.F. Records в 1991 году. Буйная группа, игравшая оголтелый панк-рок с элементами нойза и авангардного фри-рока, оказала огромное влияние на японский психо-нойзовый андеграунд, в частности на многие коллективы, приютившиеся в те годы в одиозном клубе Minor: Kousokuya, High Rise и многих других, а также их последователей. Безудержный напор, перегруженные вусмерть электрогитары и озверелый вокал – образцовый хардкор-панк, однако же, эти хулиганы то и дело уходят в нойзово-авангардный хаос, причем совершенно осознанно, чему свидельство, например, короткий инструментал, посвященный старым японским авангардистам Maru Sankaku Shikaku. Материала у Gaseneta было не так много, так что, по сути, тут записаны всего 4 вещи, некоторые из которых повторяются до 4 раз в разных вариантах исполнения, плюс пара инструментальных коротышей длительностью менее минуты. Впрочем, разные варианты одной и той же песни не всегда можно даже с ходу опознать. Ну, что сказать… Классика японского андеграунда.

Автор:  daydreamer [ 18 ноя 2012, 17:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Akira Miyazawa Quartet (1970) Kiso. К весне 1970 года джазовый коллектив из четырех выдающихся японских музыкантов, наконец, оформил себе название и выпустил свой второй лонгплей. Это отменная пластинка, прекрасный образец умного и оригинального джаза с японских островов. Интересный боп с периодическими заходами во фри-джаз, где отлично сочетаются упоительный тенор-сакс лидера группы Акиры Миядзавы, разбитное и замысловатое фортепиано Масахико Сато, суховатый и слегка камерный контрабас Ясуо Аракавы и бесшабашные, буйные барабаны Такео Мориямы. Надо сказать, для всех участников группы это было время самой высокой активности – все четверо записали в различных составах в 1970 году одни из лучших своих альбомов. И этот релиз тоже в числе таковых. В первом же – заглавном и самом продолжительном (на всю сторону виниловой пластинки) – треке квартет создает замечательную музыку с явными импровизациями, чередуя сольные партии со слаженной ансамблевой игрой. Вторая сторона диска открывается композицией Asama с доминантой в виде легких и круто завернутых пассажей Сато; на смену ей приходит Hakuba, в которой Миядзава переключается с сакса на флейту и создает слегка этнически окрашенную атмосферу, поскольку явно подражает звучанию сякухати. Завершается все бодрой и энергичной Hida. Прослушал альбом два раза подряд с большим удовольствием. Рекомендую.

Автор:  daydreamer [ 05 дек 2012, 23:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Tee & Company (1977) Sonnet. Первый альбом из трех, выпущенных один за другим в конце 1977 году своеобразной сборной независимого джазового лейбла Three Blind Mice, организованного семью годами ранее Такеси Фудзи по прозвищу Tee. Название лейбла не просто взято из "Матушки Гусыни", а, во-первых, связано с тем, что компанию изначально основали трое единомышленников, которые первое время пробивались на рынок почти вслепую, слабо представляя себе его правила, и во-вторых, обыгрывает жаргон джазменов, называющих своих фэнов "котами" (the cats), – ну, вроде того, что эти "коты" должны охотиться за "мышами". Что, кстати, и произошло: лейбл отличался и тем, что находил очень талантливых и неординарных исполнителей в японской джазовой среде, и качеством записи, так что настоящие ценители джаза действительно охотились за этими дисками. Среди клиентов лейбла – Kohsuke Mine Quintet, Masaru Imada Trio, Masayuki Takayanagi & New Directions For The Art, Motohiko Hino Quartet, Теруо Накамура, Isao Suzuki Trio и многие другие.

Первый диск назван Sonnet и состоит из двух треков, каждый длиной в сторону виниловой пластинки. Первый из них – заглавный – имеет прекрасные фрагменты (например, в самом начале – взаимодействие пиано Масару Имады и гитары Масаюки Такаянаги, к которым подключаются саксы Кендзи Мори и Такао Уэмацу, или сольная импровизация Хидето Канаи на смычковом контрабасе во второй части номера). Но значительную часть времени музыканты играют довольно традиционный джаз, так что я этой композицией не слишком впечатлился. А вот занимающая вторую сторону Combo '77 оказалась просто отменным джаз-фанковым джемом с яркими и сочными партиями всех участников, периодическим заходом в экспериментальные области и замечательным ансамблевым взаимодействием. Стоит отметить, что такие прожженные авангардисты, как Такаянаги и Мори здесь весьма конвенциональны. В целом – очень достойная работа.

Автор:  daydreamer [ 05 дек 2012, 23:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Tee & Company (1977) Dragon Garden. Вторая пластинка все той же команды (только часть басовых партий вместо Хидето Канаи исполняет Нобуйоси Ино, в те годы игравший с Masayuki Takayanagi & New Direction Unit и Motohiko Hino Quartet) получилась просто супер. Открывается она 14-минутной заглавной композиций – очень изысканной и при этом более близкой к фьюжну, нежели к чисто джазовым формам. Аккуратная электрогитара, шикарная флейта – именно она ведет здесь основные партии (хотя во второй части Мори меняет ее на саксофон), увлекающее фортепиано, прифанкованный электрический бас и энергичные ударные исполняют просто захватывающую музыку. Короткая Our Foolish авторства Такаянаги исполняется сокращенным составом без перкуссии и фортепиано, с ведущими партиями бас-кларнета и виолончели – она больше похожа на спонтанный среднетемповый джем. Следом за ней идет почти 8-минутная интерпретация Mort Астора Пьццолы, – роскошный номер, стилистически более близкий к задумчивому кентербери; клавишные, гитара, флейта, виолончель – эта вещь буквально завораживает. Заключительная End Of November снова выполнена в том же ключе, что и Our Foolish и теми средствами (кроме виолончели) – меланхолично-задумчивая композиция, тоже доставляющая удовольствие от прослушивания. Очень сильный альбом – искренние рекомендации.

Автор:  daydreamer [ 05 дек 2012, 23:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Другая" музыка из Японии

Tee & Company (1977) Spanish Flower. Последняя пластинка из трилогии, записанной в ноябре-декабре 1977 года единомышленниками с Three Blind Mice. Здесь тоже всего две композиции, исполненные с большой долей импровизации. Первая из них – A Tree Frog – представляет собой динамичный гибрид классического бибопа и фьюжна с отдельными краткими этническими моментами, как, например, самое начало, где специфическая перкуссия постепенно обрастает остальными инструментами – сначала гулко бубнящим басом, потом звонкими гитарными аккордами, настоящими барабанами, еще одним басом, а после уже и остальными – фортепиано, саксофонами и бас-кларнетом. Вторую половину пластинки занимает новая обработка композиции Масару Имады Spanish Flower с пластинки Green Caterpillar, записанной в 1975 году Masaru Imada Trio +2 (конечно, тоже на лейбле Three Blind Mice). Просто замечательная версия: фортепианными россыпями самого Имады, пируэтами сопрано-сакса Мори и гитарными изысками Такаянаги просто заслушаешься, да и остальные участники тоже на высоте. Очень хороший диск. И вообще, не задумываясь, могу сказать, что все три диска заслуживают безусловного внимания, они переиздавались на CD, хотя и числятся в делитах.

Страница 5 из 19 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/