Jean Derome - Sudoku pour Pygmees, 2019Последний на сегодняшний день альбом Дерома записан составом из 12-ти музыкантов (пиано, контрабас, ударные, тромбон, гитара, кларнеты, саксофоны, туба, перкуссия, скрипки, труба, дирижер). Сам маэстро играет на флейте и саксофоне. Помимо музыкантов легендарного деромовского состава Dangereux Zhoms, были приглашены не менее известные представители лейбла Ambiances Magnetiques, как, например, Guido Del Fabbro, Bernand Falaise и др. Альбом включает в себя 3 длинные композиции, написанные Деромом в разные годы для симфонических оркестров и, в конечном итоге, переложенные для исполнения вышеупомянутым составом.
Альбом получился очень цельным и сбалансированным, выдержанным в общей стилистической манере и едином психоэмоциональном изложении благодаря грамотному использованию элементов авангардного джаза, академического авангарда, авант-прога и постминимализма.
Первая 18-ти минутная композиция выполнена в сложной для исполнения технике, сочетающей внятно обозначенные ритмические рисунки общего звучания и минималистические элементы в виде коротких и метрически рассогласованных репетативных инструментальных партий. Мягкие звуки контрабаса, одиноко блуждающие между быстро возникающими и схлопывающимися вариациями с участием, практически, всего инструментария, в нужные моменты совпадают с акцентами перкуссии, поддерживая ритмическую основу и не давая саунду сползти в сумбур. Карусель звуков постепенно раскручиваясь, порождает кривые импровизационные линии саксофонов, скрипок, кларнетов и флейты. Саунд перманентно обретает, то джазовую окраску, с упором на полифонические завязки партий духовых, то роковую, с мощными ударами барабанов, подпружиненными басовитым аккордным сопровождением фортепиано. Причем, в этом случае саунд наливается тяжестью, минималистическая цикличность приобретает цойловые черты, порождая своеобразный вариант биг-бэндового Univers Zero. Вступление дерганой гитары с неприятно резким тембром склоняет звучание в область джаз-рока, а свербящее порхание флейты над угловатыми скрипично-кларнетными миниатюрами обдает холодом камерного авангарда.
Вторая композиция, поделенная на несколько частей, в целом более динамична. Минималистическая основа постепенно обретает черты напряженного рефренного бэкграунда в исполнении струнных и перкуссии. Сюжет все больше строится на основе мощных авант-джазовых структур в виде крепко сбитых унисонных тем и протяжных импровизационных линий, уходящих в пространство. (Напоминает отдаленно “Open, Coma” Tim Berne). Постепенное насыщение саунда, местами с хорошим джазовым драйвом сопровождается нарастанием экспрессии с довольно мрачным эмоциональным посылом. Совершенно неожиданно в самый напряженный момент музыка обрывается с эффектом перескакивания иглы проигрывателя на другую дорожку. Кажущийся неизбежным эмоциональный взрыв не происходит, оставляя измученное ожиданием восприятие в подвешенном состоянии. Дальше подобный цикл повторяется. Из тягучих авангардных камерных тем, местами атональных и диссонантных, снова и снова рождаются полные скрытой мощи композиционные построения из переплетенных элементов академического авангарда и джаза, выверенных партитурных вариаций и непредсказуемых диких импровизаций, но опять резко прерываются, так и не дотягивая до экспрессивного взрыва. Любопытно, что все эпизоды-треки композиции называются Dance. Да, наверное, все-таки танцы… Танцы, сползающих с холстов сюжетов картин Сальвадоре Дали и кружащихся в перемешанном хороводе в огромных холодных залах музея под лихорадочный полуночный бой свихнувшихся курантов, отбрасывая причудливые тени на покрытые испариной стены. Потрясающая музыка.
Третья композиция, также поделенная на отдельные треки, обозначенные как «размышления» или «идеи», практически утрачивает минималистическую основу, больше опираясь на джазовые и роковые формы. Некоторые эпизоды довольно динамичны, с внятной, иногда подплясывающей ритмикой. Появляются мажорные звукосочетания и намеки на легкую самоиронию, пытающиеся прорваться сквозь давящее нагромождение путанных импровизационных линий или растворяющиеся в депрессивных и размазанных звуковых построениях «лирических» частей.
Отличный альбом. На мой вкус-Маст. Мне очень понравилось.