Kanran (2019) Yggdrasill. В который раз я убеждаюсь, что в Японии есть интересные группы, нацеленные в своем творчестве на фольклор самых разных народов. Основатель трио Kanran (в переводе – "китайская олива") Тацуси Тритани активно занимается мультинациональным фолком с 90-х годов и играл в том числе в Rough Branch, а на этот раз собрал коллектив, чтобы сочинять и исполнять музыку в скандинавской традиции. Сам он играет на никельхарпе (шведской клавишной лире) и мандоре (басовой лютне), а его партнерами стали вокалистка Аяко, поющая именно в северной традиции и играющая на колесной лире, и перкуссионист Карим, основным – но не единственным – инструментом которого является дарбука. Свой дебютный альбом они записали в 2012 году, и прошло целых семь лет, пока не вышел второй, именем которого стал Иггдрасиль – огромный ясень, расположенный в центре вселенной и поддерживающий своими корнями и ветвями все девять миров скандинавской мифологии. Музыка на этом диске – действительно типичный скандинавский фолк, где главная роль отведена звонкому женскому голосу, поющему на японском и норвежском языках под аккомпанемент традиционных инструментов. Открывает его солнечная и торжественная Kivlemoyane, которую сменяет беспокойная Ro Ro Håskjer. В отрывистой Senmatsuko мне мерещится что-то зловещее, а Nykkjen начинается с мелодичных переборов и колокольчиков, но потом вместе с чистым голосом приходят мрачноватые мандора и колесная лира, а песня постепенно все больше ожесточается и вокал начинает уже напоминать камлание. Композиция Niji to Machi – довольно обычный фолк с безмятежным голосом, звоном струн и скрипом смычка, а идущую следом Kieta Tsuki можно считать центральным номером, который длится почти шесть минут. Резкие скрипичные запилы напоминают партии волынщиков под мануальную перкуссию и варган, вокал чисто шаманский и дикий, тревожный ритм все больше гипнотизирует, хотя основные инструменты, наоборот, уходят от подспудной агрессии к более мирному звучанию. После нее мечтательный инструментал One Day с ведущей упоительной колесной лирой приносит облегчение, но довольно прост, а вот следующий номер Futatsu no Kokoro оказывается вычурной композицией, которую я бы назвал северным чембер-прогом. Ну и завершает альбом заглавный трек – еще один характерный скандинавский фолк в слегка одурманивающем ритме. Мне понравилось.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|