Уголок коллекционера
http://old-rock.info/forum3/

Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров
http://old-rock.info/forum3/viewtopic.php?f=20&t=3308
Страница 34 из 34

Автор:  daydreamer [ 11 сен 2023, 14:59 ]
Заголовок сообщения:  Re:

daydreamer писал(а):
Takeharu Hayakawa & Hiroshi Funato (2010) Sea Of The Cell. Первый совместный релиз двух японских бас-гитаристов был издан в виде CD-R – полноценный CD с новым материалом появился только год спустя. Здесь же Такехару Хайякава (Shibusashirazu, Coil, Dr. Umezu Band и Kazutoki Umezu 'Kiki' Band, Satoko Fujii Quartet и др.) и Хироси Фунато (Bidziliba, Fuchigami & Funato, Wilkinson Brothers и пр.) "скрестили" свои контрабасы, дабы выдать серию импровизационных треков довольно специфического звучания. Это в полном смысле free improv (даже не фри-джаз все-таки), с попеременным солированием обоих участников, имеющих различные техники игры. В принципе, материал получился неоднообразным, музыканты работают со своими контрабасами то смычком, то пальцами, но определенные ограничения инструментов в палитре звучания все же имеются, так что периодически такая усеченность состава вызывала неоднозначные эмоции. Одни фрагменты были очень занятны, другие показались скучноватыми. В целом все же, пожалуй, на любителя.

Takeharu Hayakawa & Hiroshi Funato (2011) Yinlong. Вслед за вышедшим в 2010 году CD-R дуэт двоих контрабасистов выпустил полноценный CD на том же самом лейбле Fulldesign Records, принадлежащем Ясухиро Йосигаки. Он выполнен все в том же ключе: "ничего, кроме контрабасов", которые то оба играют пиццикато, то один из них переходит на работу смычком. Почти весь альбом выполнен в формате свободной импровизации, за редким исключением. Некоторые номера довольно продолжительны, в диапазоне восьми-десяти минут. В случае замедления темпа смычковый контрабас может звучать очень мрачно и даже зловеще, как это происходит в их версии старинной японской песни Hamabe no Uta, написанной в начале XX века (и на этой пластинке являющейся исключением из общей чисто импровизационной структуры). В противовес ей можно привести трек, названный "16:23", где оба инструмента очень динамичны, шустрят буквально наперегонки, и в течение десяти минут чрезвычайно разнообразны, меняя технику игры, ритм, тему и прочее. На диске семь треков, и на пятом мне, откровенно говоря, стало скучновато. Нет слов, все это очень изобретательно и неординарно, но подолгу слушать подобную музыку не будешь.

Автор:  daydreamer [ 13 сен 2023, 13:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

The Raymond MacDonald International Big Band (2010) Buddy. Несмотря на то, что этот коллектив возглавляет известный шотландский джазмен-импровизатор Рэймонд МакДональд, ровно половина из двенадцати музыкантов – родом из Японии, то есть больше, чем из любой другой страны. В их числе барабанщик Тацуя Йошида, пианистка Сатоко Фудзии и ее муж трубач Нацуки Тамура и прочие, а среди исполнителей из других стран есть и персоналии, знакомые любителям экспериментального рока – например, Ллойд Суонтон из The Necks и Джим О'Рурк, ранее игравший в Sonic Youth. Музыка содержит сразу несколько жанров и стилей: в первую очередь, это фри-джаз, авант-джаз и фри-импров, но также в небольшом объеме авант-рок, джаз-рок и чистый авангард, в т.ч. вокальный. В принципе, это не случайность, поскольку лидер биг-бэнда и ранее играл с такими партнерами, как Дэвид Бирн, Дамо Судзуки, Фред Фрит, Nurse With Wound и др. Поскольку в числе участников есть исполнительница на кото Мичийо Яги (ex-Koto Vortex, Hoahio), встречаются и фрагменты азиатского колорита в переборах струн этого японского инструмента, а также в традиционном вокале Маки Хачийя, хотя чаще ее вокал все же дадаистский и скэтовый, не раз взвывает своей фирменной тарабарщиной и Йошида). За час с лишним все музыканты успевают посолировать, а сам диск звучит очень разнообразно: то камерно, почти интимно, то напряженно-тревожно, то торжествующе-бравурно, а то бешено и просто разрушительно. При этом даже в самых тихих и спокойных местах нет нелюбимого мной пустотного минимализма, так что рекомендую безо всяких сомнений.

Автор:  daydreamer [ 21 ноя 2023, 13:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

Eiichi Hayashi, Katsuo Kuninaka & Shota Koyama (1988) The Trio. Этот альбом был записан на концерте в знаменитом токийском джаз-клубе Shinjuku Pit Inn, который состоялся в сентябре 1986 года. Все трое музыкантов – из высшей лиги японского джаза, все имеют свои сольные релизы и играли в первосортных проектах (в том числе – все трое в Yosuke Yamashita Trio, хоть и не одновременно), но я взял этот диск все-таки в первую очередь из-за Эйичи Хаяси, одного из моих любимых саксофонистов. На диске всего два трека, по одному на сторону оригинального винила: Hetero-Phonic на 21 с половиной и Rabbit почти на 25 минут. Открывает его басовое соло Кунинаки в полной тишине, длящееся почти четыре минуты, потом к нему присоединяются сакс и ударные. Все идет в неспешном темпе, несмотря на уходящий иногда в истерические трели альт-саксофон и отдельные бурные атаки барабанов. На последней трети играющая без поддержи меди ритм-секция разгоняется, но подключившийся к ним хрипящий на высоких нотах саксофон потихоньку успокаивает ситуацию. Второй трек в основном среднетемповый (хотя в нем все не раз меняется), он стартует сразу с нервного саксофонного соло при участии двух других инструментов и достоин внимания просто ради превосходных партий всех троих участников концерта. Импровизации, кстати, здесь четко структурированы в рамках написанной Хаяси композиции, и я бы, наверно, рискнул отнести этот трек к джаз-року и даже с элементами психоделии. Работа роскошная, и замечательно, что в 2022 году ее переиздали на CD. Забавно, кстати, что изначально написанное на обложке виниловой пластинки имя Хаяси как Ei-ichi при переиздании было почему-то переиначено в очевидно неправильное Eiich.

Автор:  daydreamer [ 11 дек 2023, 15:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

Natsuki Tamura (1998) A Song For Jyaki. Нацуки Тамура – блестящий трубач безо всяких оговорок, но, на мой взгляд, он все-таки находится в тени его по-настоящему выдающейся супруги, пианистки Сатоко Фудзии. Как вместе с ней, так и без нее Тамура принял участие во множестве джазовых проектов, и во многих из них играл главную роль, но равного ей суперзвездного статуса так и не достиг. Свой первый полностью сольный альбом он записал в 1997 году в США, незадолго до их совместного (еще до официального брака) возвращения в Японию. Эта запись вышла на следующий год на лейбле Leo Lab, принадлежащем небезызвестному выходцу из СССР Лео (Леониду) Фейгину. На диске длительностью почти час времени звучит только труба и ничего больше, что сразу ограничивает потенциальную аудиторию, как и то, что работа полностью импровизационная и при этом довольно авангардная – это, кстати, не то, чтобы однозначно ожидаемо, но и нисколько не удивило. Звучание разнообразно: то это чистый певучий звук, то придушенный в истерике, то наполненный хрипами и прочими искажениями (как это происходит в стартовой Kappa или в Family Of Mole), сами номера тоже отличаются: есть с четким синтаксисом (например, Blues For Myself), а есть и почти полностью абстрактные (в частности, заглавный трек). Любопытно, что в первых двух вещах есть общая короткая фраза – практически рифф – звучащая в них совершенно по-разному, но тем не менее легко узнаваемая и выступающая своеобразным лейтмотивом. Финал у альбома получился приглушенный: сначала идет раздумчивая, практически эмбиентная Yan-Sado (которая еще и самая длинная на всем диске, больше семи минут), а после нее, в качестве завершения – очень минорная, подчас даже плаксивая My Folk Song со сдавленным звуком трубы и тоже не отличающаяся динамизмом. Неоднозначная пластинка, рассчитанная на совершенно определенный круг слушателей.

Автор:  daydreamer [ 11 дек 2023, 15:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

Alexei Aigui & Keisuke Ohta (2013) Caprice Portamento Island. Скрипач Кэйсукэ Ота обратил на себя мое внимание очень давно, еще как участник Shibusashirazu Orchestra, Cicala-Mvta, и многих других замечательных команд, так что я стараюсь замечать, а то и целенаправленно искать релизы с его участием. В декабре 2012 года он приезжал в Москву и сыграл в клубе "ДОМ" импровизационный концерт совместно с известным российским скрипачом Алексеем Айги, что потом было зафиксировано в виде альбома, выпущенного лейблом Mavi Keman Records. Оба музыканта в других своих проектах часто выступали в роли композиторов, но здесь они – замечательные исполнители и импровизаторы (что, в общем, им тоже не в новинку). Выступление стилистически ближе к джазу в исполнении двух разных по манере игры скрипок с периодическим использованием пиццикато. Разнообразные номера обозначены просто Opus #1, Opus #2 и так далее, до номера 9. Играют мастера в разном темпе и с различной степенью экспериментальности, но, должен сказать, местами получилось довольно однообразно и занудно. Однако есть и очень хорошие драматичные, красивые и интересные вещи, а иногда просто приятно послушать виртуозную игру. Особенно мне понравился Opus #8 с ориентальными отсылками, где в конце Ота еще и поет в арабском стиле. Но пластинка на любителя, конечно.

P.S. Поскольку моим увлечением является музыка из Японии, то в этом мини-ревью я делаю акцент не на Алексее Айги – безусловно выдающемся российском музыканте и композиторе.

Автор:  daydreamer [ 02 фев 2024, 14:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

François Carrier, Masayo Koketsu, Daisuke Fuwa & Takashi Itani (2020) Japan Suite. Этот релиз, записанный на концерте в Японии с участием канадского саксофониста Франсуа Каррье и выпущенный на литовском лейбле NoBusiness Records, привлек мое внимание в первую очередь именем замечательного японского джазмена Дайсукэ Фувы – контрабасиста и лидера таких проектов, как Shibusashirazu Orchestra, Fedyien и других. Двое других участников, наверно, менее известны, поскольку вышли на большую сцену уже в XXI веке, но саксофонистка Масайо Кокецу успела выступить и записаться с такими мастерами, как Исао Судзуки, Акира Саката, Казухиса Учихаси и Shibusashirazu, а перкуссионист Такаси Итани играл в прог-группе Qui и нескольких проектах Сатоко Фудзии. Диск длинный, на час с четвертью, с преимущественно длинными треками (стартовый Uchi-soto [Inside Outside] сразу задает этот формат, продолжаясь более 25 минут, хотя есть и исключение – финальный Kaze to Kumo ni Noboru [Climb The Wind And Clouds] всего на три с половиной минуты). Играют два альт-саксофона – один преимущественно мелодичный, другой дергано-истеричный – плюс контрабас и ударные. В целом альбом предлагает не вполне уравновешенный фри-джаз и фри-импров: хватает как спокойных, задумчивых, так и бурных и даже яростных фрагментов. Ритм-секция временами немного в тени духовиков, особенно приглушенный по своей природе контрабас Фувы, хотя у него тоже есть свои сольные партии, включая и продолжительные, а барабанщик просто достаточно сдержан и не так часто проявляет эмоции. Впрочем, оба музыканта регулярно радуют и по-настоящему яркой игрой в каждом треке. В первой половине Yuzu [Citron] с ними играет только один саксофон, но после подключения второго изначально интровертный номер превращается в самое настоящее рубилово, все идут в разнос. Альбом длинноват, но все же хорош, так что любителям современного джаза готов рекомендовать.

Автор:  daydreamer [ 02 апр 2024, 13:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

Great Sakata Quintet (2023) Tornado!. С этим релизом любопытная история. Концерт в лейпцигском джазовом клубе naTo записан в декабре 2018 года, причем само выступление было в двух форматах – трио и квинтет (запись Great Sakata Trio была выпущена отдельным диском одновременно с этой). И вот тут все очень интересно. Во-первых, оба состава – практически копии с Big Bad Brötzmann Trio и Big Bad Brötzmann Quintet соответственно: в трио к саксофону лидера присоединяются восточногерманские джазовые импровизаторы пианист Оливер Швердт и барабанщик Кристиан Лиллингер, а в квинтете к ним добавляются два басиста (и один из них Джон Экхардт). Мало того, брёцманновские коллективы выступили там же годом ранее, и потом вышли так же отдельно: трио – как мини-альбом, а квинтет – на CD нормальной длительности. Но и это не все: оформления сакатовских дисков явно подражают брёцманновским, что, наверно, подразумевает дань памяти знаменитого германского джазмена, умершего за два месяца до этих релизов. Я не буду подробно разбирать 16-минутный Circus, вышедший от имени Great Sakata Trio – отмечу лишь, что это очень динамичный фри-джаз, рванувший с места в карьер и идущий до конца буквально на одном дыхании, больше всего похожий на Yosuke Yamashita Trio середины 70-х, когда Акира Саката был членом этого замечательного аутфита. На Tornado тоже записан только один трек, но длится он сорок три минуты. В отличие от Circus, тут довольно длинная (больше трех минут) раскачка в среднем темпе, после чего уже начинается шабаш. Бешено извивается истерящий сакс, идет вразнос фортепиано, мрачно запиливает смычком один и утробно бубнит второй контрабас, уходят в отрыв барабаны. Через какое-то время все снова откатывается в меланхоличные россыпи, где инициатива отдана перкуссии и фортепиано, а потом постепенно начинает опять интенсифицироваться и в итоге переходит в тот же дикий разгул еще и с душераздирающими хриплыми воплями Сакаты. И так идет до конца. Рекомендую!

Автор:  daydreamer [ 25 апр 2024, 15:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Авант-джаз, фри-джаз и фри-импров

Sana Nagano (2021) Smashing Humans. Японская скрипачка Сана Нагано начала играть в детском возрасте, а в годы студенчества уехала в США по программе студенческого обмена, да так там и осталась, работая преимущественно в экспериментально-авангардных и даже нойзовых проектах. Одна из наиболее интересных ее работ – альбом 2021 года, записанный в компании собравшихся в Америке музыкантов, включая японского гитариста Кэйсукэ Мацуно, немецкого барабанщика Джо Хертенштайна и местных – известного мультиинструменталиста Питера Эпфелбаума (здесь он в роли саксофониста) и басиста Кена Филиано. Но на самом деле в записи приняли участие и сессионеры, это можно явно понять по звуку. Если попытаться обрисовать стиль альбома, то я бы назвал авант-джаз, nu jazz, авант-рок, брутал-прог и свободную импровизацию – такой безумный стилевой микс, очень напомнивший мне слегка усеченную версию Shibusashirazu Orchestra. Та же парадигма, но несколько менее масштабными силами. Зачастую изначально полностью хаотичные, бессвязные, атональные и аритмичные фрагменты постепенно слагаются в закрученные и захватывающие номера с дудящими изо всех сил духовыми в сольных и совместных партиях, перегруженной электрогитарой, то и дело меняющей манеру скрипкой, прытким басом и жесткими ударными. Треки разнообразные, в разных вариантах темпа (в диапазоне от почти эмбиентной The Other Seven до маниакальной Humans In Grey), чаще всего полностью изменяющиеся на своем протяжении. Замечательный альбом, длящийся более часа.

Страница 34 из 34 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/