Univers Zero –“Clivages”, 2010, Cuneiform Rec. Впечатления двойственные. С одной стороны, безусловно, ощущается класс и порода, с пол-тыка. узнаваемы стиль и манера. Характерное отточенное великолепие звука. Колеблющееся от ритмических акцентов, насыщенное музыкальное полотно, с « бартокообразными» повторяющимися мелодическими оборотами.. Развитие музыкальной темы с уводом всей конструкции в область мрачноватых атональных гармоний с многократным изменением ритмического рисунка. Или провал в холодное камерное пространство с бормотанием кларнета, судорожным вздрагиванием перкуссии и змеиными поползновениями виолончели. Тяжелые потусторонние удары барабанов. Резкая и неистовая в своей, еле сдерживаемой ярости, гитара во 2-м треке. Огрызающийся в ответ бас-кларнет и, назойливо сверлящий мозг, саксофон. Безучастно поддакивающий любому музыкальному раскладу фагот и услужливо подстраивающаяся под любое настроение скрипка. С другой стороны, по большому счету, этот музыкальный аттракцион, без существенных изменений кочует из альбома в альбом знаменитых бельгийцев. Разве, что с разными оттенками настроений, степенью тяжести и мрачности. Все это замечательно. При условии, что избранная раз и навсегда, композиционная структурность и стилистика постоянно обогащаются свежими идеями. Полагаю, что в плане сочинительской фантазии, при всем уважении, Даниэлю Дени далеко до Бартока, Штокхаузена и Стравинского, чьи достопочтенные фамилии, как прилипшие, мигрируют от рецензии к рецензии на очередные альбомы U.Z.. И в этом случае, наверное, разнообразить музыку призваны новые технические приемы, неожиданные сочетания, эффекты, ритмы, созвучии и т.п. Нельзя сказать, что с этим все так плохо. Прямых авто цитат, конечно нет. Есть, безусловно, что-то свежее. Например, великолепно вписавшийся аккордеон, (1 и 10 пьеса), привнесший в музыку свежие эмоции. Или, короткие, но с новыми интонациями, фортепианные аккомпанементы струнным….. Технически все безукоризненно… Но, ощущение дежа вю плотно засело в голове. Перелом в мозгу начался с 8-й 14-ти минутной пьесы, когда вяло-камерное течение музыки после плаксивых излияний виолончели и вдруг стало рушиться под энергичным и ритмичным потоком, созданным дуэтом ударных и баса, и вовлекающим в себя все новые и новые инструменты. (Честно говоря, невольно всплыли ассоциации с подобным же явлением на последнем Present…. Ну да ладно. Промолчим:wink:). Сложная, яркая звуковая карусель с периодическими дерганными выпадами отдельных инструментальных партий. И даже размазанный и аморфный спад, поддерживаемый лишь фоновым дрожанием органа и аппликационными извращениями саксофона, воспринимается в этом контексте вполне логично. Тем более, что вскоре свистопляска заводится с новой силой. Следующая за ней лиричная композиция, с утонченной мелодикой и своеобразным изящным вальсирующим ритмом - явная жемчужина альбома. Заключительный трек в том же, свежем ключе с плавными аккордеонными приливами, красивым, плавающим виолончельно - скрипичным фоном и утробно размеренными ударами барабанов. Класс! Суммируя двойственность ощущений, можно сказать, что альбом очень не плох. ИМХО, конечно. Понимаю, что краткость - сестра таланта. Но чего нет, того нет. Если модератор сочтет необходимым перенести пост в оффтопики, приму с пониманием:wink:.
|