Arat Kilo- A Night in Abyssina, 2011, Only MusicПервый студийный ( после селфового 2009 г. ) альбом франко-эфиопского квинтета, использующего кучу разнообразного инструментария - гитара, саксофоны, флейта, най (продольная открытая флейта), горн, тромбон, бас, бас-кларнет, калимба (щипковый идиофон), мелодика, балафон, конги, тамбурин, табла. В записи приняли участие приглашенные музыканты, среди которых необходимо выделить патриарха-основателя эфиопского джаза ("эфио-джаза") культового африканского композитора, клавишника и перкуссиониста Mulatu Astatqe. Благодаря его творчеству эфиопский джаз, по сути, стал отдельным направлением модального джаза, вобравшим в себя элементы европейской, африканской и восточной музыкальных культур.
Очень насыщенная, своеобразно мелодичная и эмоционально богатая музыка цепляет не сразу, постепенно, по мере прослушивания. Часть композиций являет собой ритмичные, с хорошим медным звучанием большого оркестра построения, с мягким, но ощутимым басом, смакующим групповое сладострастное совокупление с упругой поступью барабанов и аппетитным причмокиванием гитары. Шершавое унисонное, слегка диссонантное пение духовых, взлохмаченное скрипучим елозанием бас-кларнета, выстраивает мелодичные темы, удивительным образом наполненные одновременно восточной торжественностью, трагичностью, величественностью и печалью. Утробные лупы и звонкие шлепки перкуссии, хоть и задавленные мощью духовых, тем не менее, не дают забыть об африканской природе музыки. Перманентно в этом импульсивном и в то же время размеренном звучании вьются сольные импровизации гитары, флейты, кларнета и саксофонов. Причем гитара, особо не выделяясь, успевает отметиться и жестким аккордным сопровождением, и акустическими изысками арпеджио, и вязкими , с легким перегрузом пассажами, и колоритной имитацией чего-то сугубо национального. Часть композиций, не теряя ритмичный нерв, тем не менее, более лирична и расслаблена. К ним относятся и две вокальные пьесы. Первая с участием известного малийского исполнителя хип-хопа Socalled. с вариативной игрой флейты, вторая, красивейшая трагическая баллада в исполнении эфиопской этно-джазовой певицы Rokia Traore, с великолепным голосом в диапазоне от завораживающе вкрадчивого до экспрессивно вибрирующего.
Вторая половина альбома, начиная с композиции с неземным звучанием виброфона и протяжными волнообразными пространственными наплывами духовых , ощутимо с большим градусом прогрессивного креатива. Чуть ослабевает давление духовых, давая простор чудным импровизациям всего разнообразия инструментов.
Мне понравилось
