Gerogerigegege (2016) Moenai Hai. Совершенно неожиданное, буквально "гром средь ясного неба", возвращение одного из самых скандальных и бескомпромиссных японских исполнителей после 15 лет молчания и полной неизвестности. Неожиданное не только самим фактом этого камбэка, но и содержанием нового альбома, название которого переводится как "Негоревший пепел". Он практически не имеет ничего общего со стилистикой любой из предыдущих работ Дзюнтаро Яманучи. Почти все интернет-рецензенты в один голос пишут о нем как о манифесте одиночества и депрессивной меланхолии, но все не так просто. На диске 4 трека: два сравнительно коротких – по 8 минут, один на 15 с половиной минут и еще один – на 22 минуты. Стартует все в 8-минутного Nishikawa no Hate/Out Of Saiga, который открывается коротким мальчишеским смехом, резко обрывающимся и сменяющимся шумом улиц, какими-то разговорами заплетающимся языком, обрывками радиопередач, отдаленными мелодиями, индустриальными шумами и прочим музыкально-конкретным эмбиентом. Да, есть некоторое ощущение отстраненности, но явно ни одиночества, ни депрессии я не почуял. После этого голова буквально взрывается от шквала гитарного нойзкора трека Gerogerigegege, который представляет собой назойливый рифф (типичный для сверх-коротких композиций ранних сочинений группы), исступленно повторяемый в шугейзовом ступоре, но постепенно – практически по канонам пост-рока – незаметно включающий какие-то новые оттенки, дополнительные шумы, небольшие изменения тональности и так далее в течение 15 с лишним минут. Одиночество и депрессия? Ну, спорно. Следом – самый длинный номер диска: Haizan Heishi-Tachi no Umi/Tokyo~Sea Of Losers/Donors For USA (японская часть названия переводится как "Океан побежденных солдат"). Это уже в чистом виде дарк-эмбиент с большой паузностью, отдаленными звонами, гулами и шумами. Что с пресловутыми одиночеством и депрессией здесь? В принципе, можно трактовать и так, но не обязательно. И, наконец, финальная вещь, Saigo no Chouritsu (Final Tune). Вот это действительно очень сильный номер, который все ставит на свои места, и позволяет вообще по-другому воспринять весь предыдущий материал диска. И сила его именно в создании цельной картины альбома. В нем есть короткие флэшбэки к пронесшимся ранее шумам улицы, обрывкам детского смеха, взрывам гитарной пиротехники и так далее, но потом все стихает и остается только тихий однообразны перезвон в полной тишине. Динь. Дон. Динь. Дон. И вот тут-то и накрывает ощущение полного одиночества, меланхолии, депрессии и даже безысходности. Работа, конечно, на любителя, и точно не для фонового прослушивания, требующая настроя и внимания, но лично мне она показалась эмоционально очень мощной. Рекомендую.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|