Alice писал(а):
Mandel, Harvey
Родился в Детройте в 1945 году. В середине 60-х перебрался в Чикаго, где начал оттачивать свое гитарное мастерство, играя у такого прославленного гармошечника как Charlie Musselwhite и Barry Goldberg. Помогал в записи альбомов знаменитостям типа Duane Allman и Mike Bloomfield. Участвовал в создании одноименной пластинки замечательной и давно позабытой группы Pure Food and Drug Act. Биография этого музыканта поистине удивительная: наверное легче перечислить тех, с кем Харви не играл, в чьих проектах не участвовал. Вот лишь некоторые штришки к многогранной и плодотворной деятельности этого выдающегося гитариста:
- выступление в Woodstock c Canned Heat (и последующие гастроли с группой в течение целого года);
- запись альбома Джона Мэйолла "USA Union";
- участие в работе над альбомом Мэйолла "Back To The Roots" совместно с Эриком Клэптоном и Миком Тэйлором;
- запись первого альбома группы A.B. Skhy;
- участие в создании целых двух альбомов группы Crowfoot
- работа с такими исполнителями и группами как Том Фоггерти, Стю Кук, Норман Гринбаум, Don "Sugarcane" Harris
- запись альбома The Ventures "Rock'n'Roll Forever" - 72;
- Rolling Stones "Black & Blue" - не больше и не меньше
- Peter Green (tribute) "Rattlesnake Music"
- Canned Heat "Internal Combustion" - 94
Этот список можно продолжать до бесконечности: я лишь перечислил наиболее знаменитых людей и группы, где приложил свою руку Mandel.
Удивительное дело, но сам музыкант почему-то всегда находился в тени, несмотря на просто отличное сольное творчество - в период с 1968 по 1975 годы он выпустил целых 8 пластинок отменного музыкального качества. Уникальное звучание гитары Манделя невозможно спутать с кем-нибудь другим. Кислотно-блюзово-психоделический саунд, очень четкий, ясный и прекрасно запоминающийся. Акцент делается, в основном, на саунд, а не на скорость пальцев. Нет желания поразить слушателя зубодробительными соло, а лишь увлечь музыкой - простой, доступной и очень вкусной такой. (Продолжение обязательно следует).
Ну а я воспользуюсь возможностью и продолжу свою бесхитростную историю об интересном американском чуваке по кличке Snake (Змея) или Harvey Mandel. В общем и целом, практически все альбомы Манделя инструментальные. Это смесь джаза, рока и ритм-энд-блюза, выдержанной в той или иной пропорции. Некоторые слушатели упрекают Харви в некоторой однообразности подходов к комплектации своих альбомов: одинаковая продолжительность (минут по 35), примерно одинаковая длина треков, даже ритмичность отдельных пластинок выдержана в едином ключе. Именно поэтому очень трудно выделить худшую или лучшую пластинку. Мне кажется, что причина здесь кроется в другом - высокая требовательность к себе и музыкантам группы, нежелание затягивать композиции, четкая оформленность и завершенность каждого трека, простота и ясность изложения музыкальной мысли.
Интересны и воспоминания современников о Манделе, который никогда ни с кем не спорил, не ругался, ничего не требовал, а вообще слыл тихоней и неразговорчивым человеком. На все вопросы (нравится - не нравится, будешь - не будешь, сыграешь - не сыграешь, хорошо или плохо, много денег или мало) всегда отвечал одно и то же: "Sure".
Не побоюсь утверждать, что музыкант выработал свой собственный блюзовый стиль, свою собственную музыкальную концепцию и с полным правом пользовался ими на каждом из альбомов. Тем не менее - не могу назвать Манделя закоснелым, прямолинейным блюзачем, полагавшимся только на скорость своих пальцев. Гитарист был однозначно прогрессивен. Прогрессивность эта заключалась не в революционной навороченности, а именно в абсолютно своем саунде, о котором он безусловно беспокоился в первую очередь. В этом плане я ставлю его в один ряд с такими ребятами как Тони Хилл (High Tide), Мик Хатчинсон (Clark Hutchinson), Duhig (Jade Warrior). Уже за один лишь нетипичный, присущий только им гитарный саунд можно причислить эти команды к прогрессивным.
Итак, вот дискография Манделя 60-х - 70-х годов:
1. Cristo Redentor - 68
2. Righteous - 69
3. Games Guitars Play - 70
4. Baby Batter - 71
5. Get Off In Chicago - 72
6. The Snake - 72
7. Shangrenade - 73
8. Feel The Sound Of H.M. – 74
Хотелось бы вкратце пробежаться по альбомам этого выдающегося гитариста:
Cristo Redentor - 68
Сразу же был принят на "ура" критиками и слушателями, несмотря на огромное количество качественной музыки, выпускавшейся в то время. Альбом крепкий, блюзовый с элементами психоделизма и андеграунда.
Righteous - 69
Этот значительно отличался от своего предшественника. Больше джазовых ходов, джаз-блюза и латин-рока. Есть даже определенная схожесть с первым альбомом Сантаны, хотя дебютная пластинка последнего вышла лишь несколько недель спустя. Вторая сторона представляет более прямолинейные хардблюзовые композиции.
Games Guitars Play - 70
Этот альбом продолжает линии первых двух - джаз структуры чередуются с ритм-энд-блюзом. Но это и понятно, ведь музыканту помогают участники Canned Heat, с одной стороны, и джазмены - с другой. Саунд гитары - как всегда кислотный с этаким андеграундным душком.
Harvey Mandel "Electronic Progress" - 71
Ранее не изданная на CD пластинка замечательного американского ( действительно ) гитариста. В общем, это событие, конечно, для поклонников творчества. Многие композиции присутствуют на других альбомах, но ... я бы не стал называть эту пластинку сборником, потому что здесь представлена студийная джем-сессия. Сыграно по другому с участием профессионалов, таких как Larry Taylor, Howard Wales & Colin Bailey. Неплохо: итого в дискографии Манделя (60-70-х гг.) теперь не 8, а 9 альбомов. Вышла на каком-то левейшем лейбле Mason Records.
… название не всегда говорит о содержании. Вполне себе блюзовый, очень качественный и прифанкованный альбом. Почти гитарный прог. Просто крепкая пластинка, можно и без "прог".
Мандель никогда сверхэкспериментальностью не отличался, но всегда умел находить свои, присущие только ему ходы. За то и был уважаем.
Perry писал(а):
В выходные переслушал три альбома -
"Snake", "Shangrebade", "Feel the sound". Ни один из них не считается классикой Мандела, однако в очередной раз убедился насколько это мощный джаз-рок с элементами фанка, блюза и прога. Именно прогрессивно-мыслящий гитарист, для которого важно не только тему развить в заданном направлении, но и показать ее с разных стороны, с помощью потрясающей игры на гитаре.
Цитата:
Мандель никогда сверхэкспериментальностью не отличался, но всегда умел находить свои, присущие только ему ходы.
В настоящее время пребываю в ожидании еще пары альбомов этого потрясающего музыканта и массы положительных эмоций.
Alice писал(а):
Все же сами композиции и аранжировки у него стояли на первом месте, а уж потом скорость пальчиков, что практически выбросило гитариста на обочину в технологические 80-е. Лишь в 90-е в период возращения к музыке 60-70-х о Манделе вдруг вспомнили, наградили всякими статуэтками, позволили записать пару-тройку саундтреков к фильмам, устроили пару сейшенов со старыми знаменитостями (например Барри Голдбергом). Сообщают о выпуске пары студийных альбомов в самом конце 90-х (которых почему-то никто и в глаза не видел) и участии в записи современных авторитетов.
Perry писал(а):
Собственно я то и хотел сказать, что его "прогрессивные пальчики" выдавали часто не столько скоростное соло, сколько далекое от общепринятых стандартов. А потому и интересное.
Лучший тому пример, архивные записи
Джона Мейелла - "Rock the blues tonight". Там в составе со скрипачем
Sugarcane Harris и басистом Larry Taylor (плюс, разумеется, сам дедушка Британского блюза) он выдает такие концертные чудеса. Чего только стоят убойный "скрипичный" блюз на 10 минут
Crying или 20-минутный импровиз
Possessive emotions...
Я пару лет назад на просторах инета встречал сайт Мандела, где было подробно рассказано о его новых релиза, но там совершенно не упоминаются его прежные работы. Видимо он решил забыть о них вместе с неблагодарной публикой
Зато новая версия сайта заметно приятнее:
www.harveymandel.com