ABLUTION – единственная одноименная пластинка шведских музыкантов, выпущенная в 1974 году. Работа является продолжением такого же краткосрочного проекта Baltik. Заглавными музыкантами являются гитарист Jan Schaffer и флейтист, а также клавишник Bjorn J:son Lindh. Музыкальные структуры выстраиваются вокруг гитарных упражнений с виртуознейшей флейтой. Своего рода спор гитары и флейты. Работа полностью инструментальная. Значительное место уделено латиноамериканской перкуссии и постоянно атакующим ударным. Есть некоторые ассоциации с Сантаной, но они ни в коем случае не намекают на дублирование. Клавишные (электропианино, орган и синтезатор) не являются доминирующими, а лишь добавляют штрихи к общей благоприятной картине. В целом, музыка быстрая и виртуозная, со скачкообразными пассажами и не надоедающим поочередным солированием гитары и флейты. Замечательная работа выдающихся музыкантов. SPLASH – описать музыку этих шведских товарищей крайне сложно, а предугадать их мысли не представляется возможным. 40-минутная пластика включает просто-напросто все или почти все. Начну с того, что на альбоме всего 3 композиции – 21, 7 и 13 минут. Очень много самых различных духовых. То есть джаз рок с саксофонами, трубами, кларнетами, флейтами и всяческими рожками служит основной направляющей. Однако, не все так просто! Я выделил здесь следующие стили: джаз-рок, фьюжн, фолк, хард, прог, африканизированная психоделия и т.д. Дело сильно осложняют детские голоса, немецкие марши, невнятные бормотания под какофонический кларнет. В общем и целом, однозначный шедевр! Почему? Да потому, что если не вникать в указанные мною незначительные детали, все это прекрасно ложится и замечательно усваивается человеческим организмом. Группа выпустила целых три пластинки. Мне удалось дать небольшие штрихи лишь к одноименной второй (1974). Первая – Ut Pa Vischen (1972) сильно расхвалена в энциклопедии “Scented Gardens of the Mind”. Третья, выпущенная в 1978 году, не отмечена авторами вовсе. Да, забыл сказать, что все указанные пластинки существуют только на виниле.
ENERGY – замечательная джаз-роковая группа из Швеции, выпустившая единственный одноименный альбом на “Harvest" в 1972 году (в энциклопедии почему-то указан 74-й?). Команда включала 5 музыкантов. Основные инструменты – клавишные (электропианино, орган), гитара и бас + драм-секция. Духовые инструменты отсутствуют. Пластинка состоит из 5 композиций. Музыкальные структуры основаны на солирующей гитаре, довольно густых клавишных со сложной ритм-секцией. Сильно влияние латиноамериканской музыки. Музыканты постоянно демонстрируют свое мастерство, которое, безусловно, находится на самом высоком уровне. Однако техничность не является самоцелью, а лишь средством выполнения поставленных музыкальных задач. В целом, все композиции очень четко структурированы. Слушатель моментально вовлекается в процесс и жаль, что все так быстро заканчивается! В общем и целом, однозначный шедевр, must для ценителя жанра. Не знаю, была ли эта пластинка выпущена на CD.
PSYNKOPAT – довольно интересное музыкальное образование. Сразу хотелось бы отметить, что к панку не имеет никакого отношения. Хотя крейзовый, психопатический настрой присутствует повсеместно. Пластинка "Har Vi Nagon Stil …" вышла на каком-то приватном лейбле (непонятно в какие годы). Скорее всего это шведы, но может и норвежцы. Соло гитара (джазо-фьюженовского строя), пожалуй, главный инструмент. Очень много сильно синтезированных клавишных. В общем и целом, несколько такое приджазованное направление с авангардными элементами. Тем не менее, к чистому авангарду отнести эту работу, наверное, нельзя. Все композиции характеризуются рваным ритмом и нарушением темпа в самых неожиданных местах. Периодически, какой-то мужик сильно с кем-то ругается или спорит на шведском языке. Это, собственно, и является вокалом. Есть очень слабенькие ассоциации с некоторыми вещами Заппы. Некоторые треки включают скандинавский фолк, неясные этнические мотивы, гимн Советского Союза и даже что-то типа "Тачанки», что говорит и широком музыкальном кругозоре исполнителей. В общем, интересная, нетипичная работа с отличным владением всеми инструментами и причудливостью композиций.
ARBETE & FRITID – “Ur Spar!” – 74. Группа замечательных шведских музыкантов, основой для которых стал родной фолк, который использовался лишь в качестве отправного момента для джазовых, а иногда и прог-авангардных импровизаций. Это пятая по счету пластинка музыкантов, а всего вышло более десятка (включая и двойные альбомы). Творчество группы довольно равномерное и интересное. К сожалению, мне удалось послушать лишь 4 пластинки. Данный альбом включает всего 1 композицию продолжительностью около 40 минут. Трубы, саксофоны, скрипки, гитара и бесконечно атакующие ударные. Начало альбома довольно обычное – традиционный шведский фолк, постепенно и как-то незаметно перерастающий в трубно-саксофонно-скрипичный джаз рок – авангард. Вторая сторона – к необычной музыке неожиданно добавляются какие-то жутко замедленные элементы ретро с участием труб и саксофонов. Постепенно темп убыстряется, музыканты просыпаются, хватают свои инструменты и начинают играть развеселый джаз-рок с сильным креном в народную музыку. Далее следует нечто из африканского репертуара с бубенцами, хоровыми подпеваниями, погремушками и бряцанием цепями. Постепенно музыка выправляется, и мы опять слушаем традиционный фолк. В общем, штука интересная и неожиданная. Рекомендую попробовать. Тем более что 2 или три пластинки уже выпустили в формате CD.
MADS VINDING GROUP “Danish Design” – 77 Ставишь на проигрыватель, выставляешь приличную громкость, нажимаешь на пульт … и хилое, тщедушное тельце проггера с треском впечатывается в противоположную ж/б стенку напротив. И в этом ничего удивительного нет, ибо за инструментами бывшие аблюшеновцы. Странно, но об этом, полагаю, недолговечном проекте нет даже и упоминания в энциклопедии “Scented Gardens of the Mind", поэтому во всего нескольких фразах попытаюсь изложить свои впечатления от прослушанного. Нет сомнения, что это инструментальный прогрессивный джаз-рок самой высшей пробы. Итак, Jan Schaffer – гитара; Mads Vinding – акустическая гитара и бас; Kjell Ohmann – все клавишные, включая синтезаторы, и барабанщик Ola Brunkert. Смею заметить, что за истекший период (3 года с момента исчезновения Ablution) музыканты не растеряли своего мастерства и идей, а несколько их приумножили, став даже более свободными и, можно сказать, развязными. Было принято решение избавиться от всяких там дармоедов – флейтистов, трубачей, перкуссионистов и дополнительных клавишников. То есть вместо семи человек осталось всего 4. На 40-минутной пластинке присутствуют шесть равных по времени композиций. Накал страстей и эмоций просто бьют через край. Гитара поет и свистит на разные лады, фортепианные трели журчат везде звонкими ручьями, барабанные дроби вышибают последние остатки элитарного сознания. Особо хотелось бы отметить бас гитариста, который иногда считает, что его инструмент заглавный. Безустанно и повсеместно окучивающая бас гитара производит неизгладимое впечатление. Это то, что касается первых двадцати минут. Композиции второй стороны пластинки позадумчивее будут, помелодичнее и поизящнее. Очень интересен чисто акустический блюз с участием фортепианных перекатов, россыпи гитарных пассажей, глубинного баса, и выполненный почти в классическом ключе. Завершается этот праздник души зубодробительным барабанным соло. Highly recommended! P.S. 12 баллов по шкале Рихтера.
AUTUMN BREEZE – “Hostbris” – 1979. Прогрессивная шведская группа конца 70-х, которая выпустила свой единственный альбом в 1979 году. Состав включал 6 музыкантов, играющих на гитарах, флейте, клавишных, саксофоне и ударных. Треки довольно короткие – от 2 до 6 минут. Используется и женский вокал, который удачно вписывается в общую музыкальную канву. Постоянные переклички очень вязкой фуззовой гитары, синтезаторных всплесков и жужжаний, а также флейты составляют основу почти всех композиций. Безусловно, это не шедевр. Просто добротно сделанная пластинка, которая сможет удовлетворить вкусы очень многих любителей приятной музыки. Все очень толково, иногда слегка даже замедленно, но точно и красиво.
MENDOZA – “Mendoza” – 1972. Единственная пластинка шведов. В группу входило 6 музыкантов (гитара, флейта, клавишные, труба, бас и ударные). Играли прогрессивный вкусный хард-рок с обилием кислой гитары, пианино и часто солирующей виртуознейшей трубы. В общем, играют драйвово (с хардовеньким замесом) и весело. Иногда приходит неожиданное желание повокалировать на английском языке с женскими подпевками. Очень приятственная штука, выполненная в протопрогрессивном ключе. Есть и прекрасно аранжированные баллады с пианино, акустической гитарой и хоровым женско-мужским пением. Не чужды и мелодизма. В указанной мною ранее энциклопедии группу почему-то сравнивают с Ablution & Solar Plexus!!! Ничего даже близко похожего я не приметил. Объединяют другие вещи – шведское происхождение и отношение к музыке в принципе. (Честно говоря, все чаще и чаще стал я задумываться над заголовком моего топика – «Шедевры прогрессива». Звучит высокопарно и крайне занудливо. Думаю, что ничего страшного не произойдет, если сюда я буду включать и произведения, не всегда вписывающиеся в рамки стиля. Ведь главное – музыка, а не ее стилистические параметры, на которые мне наплевать (по большому счету). Безусловно, слишком далеко за рамки постараюсь не выходить.)
MR. BROWN – “Mellan Tre Ogon Med" - 1977. Единственная пластинка шведской группы. Чистейший симфо-прог в стиле Genesis, Camel и Kaipa. Иногда, правда, совершенно неожиданно возникает саксофон, что не портит общего симфонизма. Обычный набор для такого рода групп инструментов – гитара, клавишные – пианино, хаммонд орган, гитара с добавлением старинного рекордера, мандолины, тромбона и уж совсем редкого саксофона. Музыканты высоко несут знамя чистого симфонического прогрессива, никаких тебе авангардных вставок, безумных звуковых выходок. Все очень по-взрослому – создаются монументальные полотна с присущей строгостью, эпохальностью и даже – латинской мессой. А если оставить шутки, то пластинка мне понравилась. Она действительно красива, прекрасно сыграна и не затянута. Все шестеро музыкантов профессиональны, а аранжировки великолепны. Рекомендуется.
KVARTETTEN SOM SPRANGDE – “Kattvals” – 1973. Просто отличная единственная пластинка замечательной группы. В составе всего три! музыканта и куча всяческих инструментов – орган, гитара, пианино, флейта, ударные + интереснейшие перкуссионные приспособления. Исполняют рок, прог иногда на фолковой основе. Такой симбиоз звучит просто классно, ничего лишнего. Мелодии, драйв и аранжировки вызывают иногда восторг. Вокал отсутствует – все посвящено мастерству инструментализма. Есть некоторые ассоциации с ранней Kebnekaise. Продолжительность композиций варьирует от 3 до 9 минут, однако пластинка звучит как единое целое. Время в компании с этой командой проходит незаметно, а постоянное чередование соло гитары и хаммонд органа вовсе не утомляет. В общем, следует взять на заметку. Может и выпустят когда на CD.
MECKI MARK MEN Это одна из первых прогрессивных/психоделических групп Швеции. Музыканты собрались еще в самом начале 60-х годов, время от времени выступая на танцплощадках. Тогда они называли себя Mecki Mark Five. Так продолжалось до Summer Of Love 1967 года, волна которого докатилась и до Швеции. Вполне естественно, что под влиянием новых настроений в жизни и музыке группа полностью изменила свою музыкальную ориентацию, существенно накренившись в сторону психоделии. Увеличилось и количество участников, которое выросло до септета. Итак, новая команда включала Mecki Bodemark - вокалиста и клавишника, Bjorn Fredholm и Thomas Mera Gartz за ударными, саксофониста Hanz Nordstrom, бас гитариста Jan-Erik Olsson, трубача Anders Sjostedt и гитариста Clas Svanberga. В таком составе и состоялось дебютное выступление на первом в истории Швеции фестивале джаза и попа под открытым небом. Событие произошло в Kungstradgarden (King's Garden) в центре Стокгольма. Время проведения - июль 1967 года. Музыкальный климат Швеции середины - конца 60-х находился под сильным влиянием битовой и психоделической сцен. Появление абсолютно новых музыкальных течений совпало с явным застоем в сфере культуры, что благотворно сказалось на стремительном росте этих новых течений. Политическая нестабильность европейского общества соседствовала с экспериментами в области сознания и психотропными средствами. Такие эксперименты активно применялись в поп-культуре: художники и музыканты всячески стремились раздвинуть рамки своего сознания. Со всех концов Северной Европы люди, жадные до всего нового и причудливого, стекались в Стокгольм, который постепенно становился центром экспериментальной и неформатной музыки. За короткий период времени в городе открылись бесчисленные клубы, один из которых назывался "Filips", находившийся в непосредственной близости от King's Garden. Клуб просуществовал всего пару месяцев в течение лета 1967 года, однако, стал своего рода центром сбора групп психоделического толка. Среди завсегдатаев были Hansson & Carlsson, Baby Grandmothers и вновь реформированная Mecki Mark Men. Ближе к осени того же года Mecki Mark Men выпустила свой дебютный сингл "Midnight Land"\"Got Together" на "Philips". В сентябре в Стокгольм приехали The Mothers of Invention. Посещение столицы Швеции было частью их первого европейского турне. Mecki Mark Men и Hansson & Carlsson были подписаны на разогрев. Неожиданно для всех, басист Jan-Erik Olsson и Anders Sjostedt покинули группу. Уже впятером музыканты отправились в студию для записи дебютного альбома. Это произошло в октябре 1967 года. Одноименный альбом произвел сенсацию своим выходом в самом концего года. По сути дела, это была первая шведская пластинка психоделии андеграунда, значительно опередившая свое время с нетрадиционным "своим" саундом, основанным на хитрых манипуляциях Меки с органом. Вокал напоминал голос Джими Хендрикса, шведские выступления которого опять же разогревала Mecki Mark Men. Музыкальная атмосфера альбома несколько напоминает первую пластинку группы Secondhand "Reality". Пожалуй, впервые в Швеции именно эта команда применила ситар, придав пластинке восточный привкус. В целом, работа представляла собой смешение различных стилей, таких как ритм-н-блюза, психоделии и джаза. Несмотря на удачу, пластинка плохо продавалась, вероятно, из-за плохой рекламы и незаинтересованности СМИ. Поэтому, в 1968 году была предпринята попытка издать альбом в США, что и было сделано в августе на лейбле "Mercury". Продажи улучшились, однако, перед самым Рождеством 67-го по необъяснимым причинам группу оставил барабанщик Bjorn Fredholm. Четверо участников отправились на гастроли с Baby Grandmothers. Обе группы открывали концерты Джими Хендрикса в Швеции и Дании в самом начале января 1968 года, а этой же весной группа распалась. Hans Nordsrom вообще забросил музыку, а Thomas Mera Gartz ушел в Parson Sound (которая впоследствии изменила название на International Harvester, а позднее трансформировалась в Trad, Gras Och Stenar). Clas Svanberg решил продолжить музыкальное образование, а Меки Бодемарк был приглашен в Baby Grandmothers, которое он и принял. Итак, состав группы - Меки (клавишные и вокал), Pelle Ekman - ударные, Linnarsson - бас гитара и Kenny Hakansson - соло. В скорости, новый состав получил старое название Mecki Mark Men. Последним звеном стала певица\актриса Anki Lindkvist после чего музыканты отправились на гастроли в соседнюю Финляндию. По возвращении в Швецию команда подписала контракт со стокгольмским театром и примерно с полгода участвовала в местной версии рок-мюзикла "Hair". Затем, были гастроли в социалистической Чехословакии (совместные выступления группы с The Nice, Modry Effekt и Cuby & The Blizzards), запись на чешском радио. Несколько позже Меки ухитрился договориться с руководством американского лейбла "Limelight" о записи второго альбома группы, что и было сделано в период с января по февраль 1969 года. Пластинка получила название "Running In The Summernight". Запись состоялась в "Europa Film Studios" Стокгольма, а выпуск осуществлен на американском лейбле "Limelight". Вероятно, именно поэтому некоторые энциклопедии указывают группу как американскую, что не соответствует действительности. Примерно через год (весной 1970 года) состоялись гастроли группы по США. В списке выступающих были представлены такие знаменитости, как The Byrds, Sly and The Family Stone, Paul Butterfield и Jethro Tull. Музыка 2-й пластинки, тем не менее, лишилась очарования первой - куда-то испарились эксперименты, основные структуры основывались на тяжелых гитарных риффах и органных пассажах, что может и неплохо, но довольно заурядно. Ближайшие ориентиры - Moving Sidewalks, Iron Butterfly. Заключительный альбом "Marathon" вышел в 1971 году и явился лишь менее тяжелой версией второго. В этом же году группа развалилась окончательно и бесповоротно, оставив после себя три альбома, первый из которых по праву считается шедевром психоделии. Можно было бы на этом поставить точку, если бы не одно но ... Трое участников - Pelle Ekman, Bella Fehrlin и Kenny Hakansson + Rolf Scherrer создали новую группу, имя которой -
KEBNEKAJSE 1) Resa Mot Ukant Mal - 71 2) Kebnekaise - 73 3) Kebnekaise-3 - 74 4) Ljus Fran Afrika - 76 5) Elefanten - 77 6) Vi Drar Vidare - 78 Первая пластинка легендарной шведской группы называлась "Resa Mot Ukant Mal". Гитарный рок, стилистически напоминающий музыку Trad, Gras & Stenar с некоторым уклоном в шведский фолк. Семь композиций альбома представляли собой гитарный инструментал с примесью психо-хипистских настроений. Вскоре после выхода дебютной пластинки группа развалилась. Уже в 1972 году Кенни Хаканссон формирует совершенно новую команду с прежним названием, куда вошли бывшие участники Homo Sapiens (Netzler, Glenngard и Andersson). В принципе эта троица уже принимала участие в записи первого альбома в качестве гостевых музыкантов. Kebnekaise (1973) характеризуется полной сменой музыкального направления. Музыка представляла собой новый вариант шведского фолка-рока со скрипкой, электрогитарой и добавлением африканской перкуссии (Bah Hassan), а также экспериментального джаза. Наиболее интересной композицией пластинки является 16-минутная "Comanche Spring" (4 остальных трека - музыкальные адаптации традиционного фолка). Музыка группы игнорировала стандартные рамки и здесь уже вполне можно говорить о прогрессиве. Kebnekaise III явилось как бы продолжением второй пластинки. Light From Africa (1976). Здесь произошли некоторые изменения в стилистике, ознаменовав еще большее углубление в африканскую тему - ритмика, тематика и вокальные манеры. Elefanten (1977) - продолжение идей предыдущей пластинки. Оба альбома можно отнести к категории удачных экспериментов в области этно-прогрессива. Идейный вдохновитель группы Хаканссон хотел продолжить свои эксперименты именно в шведском фолке. Остальные же участники предпочитали двигаться вперед в другом направлении. Конфликт разрешился уходом Хаканссона перед самым выпуском альбома Vi Drar Vidare (1978). Здесь уже превалирует симфо-рок, сравнимый с музыкой Kaipa.
(INTERNATIONAL) HARVESTER Состав:Bo Anders Persson - гитара, вокал Torbjorn Abelli - бас гитара Thomas Tidholm - саксофоны, флейта, вокал Arne Eriksson - клавишные Urban Yaman - скрипка В 1967 году Бо Андерс создал группу под названием Parsson Sound (не исключено, что некоторые записи ее будут выпущены позже). В 1968 году команда была переименована в International Harvester. Как известно, Томас Гартс играл до этого в первом составе Mecki Mark Men. International Harvester одна из наиболее удивительных и новаторских групп когда-либо существовавших в 1969 году. Sov Gott Rose-Marie (Sleep Well Rose Marie) веховый альбом в истории музыки вообще. Первая сторона представляет собой набор экспериментальных композиций - от задумчивой "Dies Irae" до тяжело-кислотного рока с полумистическим налетом фолка. Вторая сторона включает две длинные вещи импровизационного плана - новый по тем временам сплав психоделического фолк-рока. Можно сказать, что International Harvester играли уникальную музыку, вдохновив многие шведские группы 70-х своим нетрационным подходом к фолку вообще. Очевидно, что такие команды как Algarnas Tradgard, Arbete & Fritid (о которых будет рассказано позже) и Kebnekaise. "Hemat" ( 1970) - записана тем же составом, но под усеченным названием Harvester. Многие треки (такие как Kuk-Polska, Nepal Boogie, Och Solen Gar Upp) музыканты записали живьем на полупрофессиональном оборудовании. Значимость второй пластинки не столь велика, однако, и ее можно причислить к музыкальным жемчужинам. Альбомы:1) Sov Gott Rose-Marie - 68 Love (as International Harvester) 2) Hemat - 70 Decibel (as Harvester)
TRAD, GRAS & STENAR (TGS) Состав:Bo Anders Persson - гитара, вокал, скрипка, флейта Ame Eriksson - пианино, флейта Torbjorn Abelli - бас гитара, флейта, гармоника Thomas Gartz - ударные, флейта, вокал Jakob Sjoholm - гитары
Заключительная часть истории, начатой еще Mecki Mark Men и (International) Harvester. В переводе на английский язык название группы значит Trees, Grass and Stones. На самом деле, их музыка не поражала своей фантастичностью, но подкупала искренностью и неброскостью, как и сама природа Швеции, откуда состав черпал свое вдохновение. TGS принимала активное участие в подготовке и планировании шведского аналога Вудстока - фестиваля в Gardet (находившегося в живописной зеленой зоне Стокгольма). Первый фестиваль проходил с 12 по 14 июня 1970 года, где группа открывала выступления. Многие интересные команды впервые выступали на публике вообще. Кстати, фестиваль дал старт к образованию известного лейбла "Silence". Он проводился еще 2 раза - 20-23 августа того же года и в 1971-м. Первый альбом TGS включал кавер-версии "Satisfaction" и "All Along The Watchtower", помноженными на шведский фолк + несколько оригинальных композиций - "The Silver River Of Truth", "The Black Pearl", которые в музыкальном отношении были наиболее интересными. Rock For Kropp Pch Sjal - трек "In Kommer Gosta" (написанный дуэтом Philemon Arthur & The Dung) - единственный кавер альбома. Заглавная композиция (продолжительностью 25 минут) постоянно повторяет один и тот же мотив, напоминая мантру. В целом, альбом намного менее удачен, чем предыдущий. Томас Гартс позже объявился в составе Arbete & Fritid.
Альбомы: 1) Trad, Gras & Stenar - 70 Decibel 2) Djunglens Lag - 71 Private Press 3) Rock For Kropp Och Sjal - 72 Silence 4) Gardet 12.6.1970 - 96 Архивные материалы
|