Yoko Ono & Plastic Ono Band (2009) Between My Head And The Sky. После двух альбомов ремиксов, записанных по существу другими исполнителями, Йоко Оно выпустила, наконец, и свой собственный новый альбом – со времени издания прежнего Blueprint For A Sunrise прошло 8 лет. Вышел он от имени Yoko Ono / Plastic Ono Band, чего не случалось с 1973 года, и сделано это было, судя по всему, по случаю 40-летней годовщины создания оригинальной группы, идея названия которой принадлежала Йоко – так что, пожалуй, она имеет право на этот бренд, хотя музыканты на этот раз совершенно другие. Впрочем, в определенном смысле связка Оно-Леннон сохраняется, теперь на месте Джона его сын Шон, который даже внешне стал очень похож на своего отца. Сам коллектив по сравнению с первыми версиями Plastic Ono Band превратился в группу расширенного состава с несколькими гитаристами, басистами и клавишниками, а также виолончелью, трубой и флейтой. Основные партии клавишных исполнила Юка Хонда (участница Cibo Matto и подружка Шона), многие партии на разных инструментах были отданы японскому поп-экспериментатору Кэйго Оямаде, известному под именем Cornelius. Также в записи задействованы другие японские музыканты и несколько первоклассных американских сессионеров из околоджазовой тусовки нью-йоркского даунтауна: виолончелист Эрик Фридлендер играл с Джоном Зорном и в звездном Bar Kokhba Sextet, гитарист Шазад Исмаили – с Карлой Килстэд, в Marc Ribot's Ceramic Dog и Secret Chiefs 3, а трубач Майкл Леонхарт – с Брайном Ино, Уинтоном Марсалисом и др. Как бывало уже многократно, альбом у Йоко Оно не связан никакими стилевыми рамками и представлят собой почти образец эклектики. В особенности это касается первой его половины: начинается все с энергичного трека Waiting For The D Train, где смешивается пост-панк и no wave, за которой следует чисто клубная, в духе ремиксов с Open Your Box композиция The Sun Is Down с мантроподобным рефреном. Чем-то похожа на нее и немного суетная фанковая Ask The Elephant, после которой идут задумчивая баллада Memory Of Footsteps с печальным соло трубы и электронная Moving Mountains с авангардными вокализами Йоко (честно говоря, эта вещь мне показалась надоедливо-нудной). После этого все сдвигается в более-менее однородную форму. Композиционно близкая к крауту Calling сменяется философски-медитативной Healing и меланхоличной Hashire Hashire, тоже наполненной философскими размышлениями. Центральное место на диске занимает заглавный трек, который я бы отнес к авант-прогу – отличная вещь, небанальная, увлекательная и подлинно экспериментальная. Остальные треки тоже исполнены в неспешном темпе: имеющая нью-эйджевый привкус Feel The Sand, задумчивая акустическая Watching The Rain и остальные номера. Три последних (если не считать 20-секундной коды I'm Alive) композиции очень хороши – это относится и к нарративным Unun To и Higa Noboru, и в особенности к пронзительной горькой элегии I'm Going Away Smiling, исполненной под аккомпанемент виолончели и фортепиано. Это, на мой взгляд, вообще одна из самых сильных вещей, написанный Йоко Оно, и именно в ее исполнении она звучит особенно проникновенно (известным является также вариант Игги Попа из его альбома Après 2012 года, но его голос для нее грубоват и явно проигрывает хрупкому вибрато Йоко). В целом это очень хороший альбом, а сама Йоко Оно, несмотря на свои 76 лет, остается в отличной форме как композитор и исполнитель.
_________________ Музыка подобна сновидению. И в то же время, в противоположность сновидению, она обладает большей конкретностью, чем любая явь. Ей под силу менять сон и явь местами. Иногда она и самого меня превращала в мою любимейшую мелодию. Ю. Мисима, Золотой храм
|