VÄRTTINÄ - Miero (2006, Finland)
Ансамбль превратился в редкий деликатес для финской публики, постоянно концертируя за рубежом. А после его вторжения ещё и в киношный шоу-бизнес времени на оттяг у себя на Родине уже практически не остаётся. В этом смысле вчерашний концерт в хельсингском "Савое", на котором лично удалось поприсутствовать, был необычен.
Группа обкатывала материал с альбома Miero, выпущенного в январе на гэбриэловском лейбле Realworld. Что поделаешь: ну любил и любить продолжает Петя такие штучки... Со стилем на предстоящие 10 лет музыканты давно определились: вниманию предлагается (и будет предлагаться в дальнейшем) традиционный этнорок. Наблюдая за выступлением шоу-группы из шести музицирующих мужчин и трёх поющих и танцующих женщин пришлось разувериться в распространённой самими музыкантами красивой легенде о том, что их группа, дескать, образовалась в маленькой деревушке близ карельской границы. И постепенно, шаг за шагом пришла к имеющимся на сей день мировым славе и почёту даже в «серьёзных» кругах. Самодеятельного самородка от дисциплинированного выпускника Сибелиуса можно очень легко отличить.
Мари, Сузанна и Йоханна образуют трубное трёхголосье, в просторных вокализах напоминающее звуки волынки. Трёхголосье настолько незыблемо, что непонятно каким образом участницы уходят в декрет.

Отсутствие хотя бы одного такого голоса на сцене – и сразу уже что-то не то. Ближайшим конкурентам, шведской Garmarna, в этом плане соревноваться с Вяртиння совсем нелегко. Королевская идея на миллион долларов: перекладывать скороговорки карельских шаманов на современные легко усваеваемые мотивы, по-прежнему имеет устойчивый спрос. Значимость вокала подчеркнул инструментал – с уходом девушек со сцены на перерыв ансамбль сразу осиротел. Даже несмотря на
ударное соло Jaakko Lukkarinen’а. Контрабасист Hannu Rantanen играет в довольно оригинальной манере, в одинаковой мере используя и верхние и нижние щипки. Это единственный участник группы, который несмотря на тяжесть своего инструмента, пританцовывая двигается по сцене. Остальные мужчины (не считая барабанщика) практически неподвижны - на манер фолковиков. Идейный мозг группы, гитарист Antto Varilo иногда прикладывается к духовым, и дудит неплохо. Скрипочка, баян...ну, в общем, с ребятами всё понятно...
Ну а теперь, собственно, о новом альбоме Mieto. Приобрёл после концерта и успел трижды уже прокрутить. Получился диск, в принципе, ничем не хуже и ничем не лучше предыдущих. Вяртиння, вообще, исторически ровная группа. К её недостаткам можно отнести, пожалуй, проблематичность отличить сегодняшнюю продукцию от вещей двадцатилетней давности.
Как водится у шоу-групп: на альбоме обязательно должен присутствовать хит. Таковым здесь является Maaria. Впрочем, её версия на альбоме – довольно блеклая копия вчерашнего концертного исполнения: апплодисменты стоя. И остаётся только догадываться почему же в студии получается настолько вяло, а на сцене настолько весело и непринуждённо. Можно порекомендовать группу к прослушиванию на концерте, если у Вас нет предубеждений к подобным шоу-коллективам, а также Вам посчастливится где-нибудь и когда-нибудь приобрести билет.