В продолжение переиздания старых рецензий:
Fela Kuti (1972) Roforofo Fight. Фела Кути – личность не просто известная, а практически легендарная, но у меня как-то до сих пор не получалось прослушать его альбомы целиком, только отдельные вещи, и этот двойник мне понравился даже больше, чем я ожидал. Вообще-то имя Фелы Кути как правило связывают с “изобретенным” им стилем афро-бит, но такой термин отражает только одну из сторон творчества нигерийского музыканта. Этот альбом, в частности, правильнее было бы определить как афро-джаз или афро-фьюжн, т.к. композиции (средней продолжительностью около 13 минут) по своей сути являются типично джазовыми – с характерными импровизациями и композиционными решениями, солирующим саксофоном и активной медной секцией, но с введенными в них дополнительными атрибутами других стилей и жанров, преимущественно африканских ритмических структур, хотя и это не является непременным условием такого рода синтеза. Например, в Question Jam Answser явно заметны следы рок-психоделии, Trouble Sleep Yanga Wake Am местами звучит как классический соул, а еще одним ярким примером смешения различных стилей служит 17-минутная Go Slow, вплетающая джазовые формы в ритмику регге (даже вокал звучит очень акцентированно, в духе Боба Марли). Хотя, с другой стороны, надо признать, что и эти побочные стили сами по себе не лишены африканских корней. В самой короткой композиции альбома, 9-минутной Shenshema, необычно большое, по сравнению с остальным материалом, место отведено клавишным с выраженным электронным звучанием, а заключительная Ariya то наполнена просто какой-то первобытной экспрессией, где агрессивные выкрики поддерживаются грозным боем богатой перкуссии, а то наоборот, очень расслаблена, растекаясь фортепианными наигрышами и мелодичными саксофонными соло. Очень хороший альбом, совершенно не успевающий наскучить, несмотря на продолжительное время звучания.
Number One du Senegal (1980) Yoro-Kery Goro. Вот именно такая музыка способна привести в чувство человека, обслушавшегося эстетствующих европейских проггеров или ошизевших японских авангардистов, не предлагая взамен музыкально ущербного примитива. Зажигательная западноафриканская энергетика, следы которой четко прослеживаются в половине известных современных стилей, отражена в барабанных и тамтамовых ритмах, скрещенных с джазовыми саксофонными партиями, длинными психоделическими гитарными соло и даже неожиданными проходами флейты. Я не настолько хорошо знаком с музыкальной сценой Сенегала, чтобы подтвердить обоснованность названия группы, но удовольствие от прослушивания альбома я получил.
Trilok Gurtu (1988) Usfret. Мощнейший альбом индийского джазового перкуссиониста, записанный вместе с его матерью Шобой (вокал) и отличным коллективом музыкантов, среди которых бас-гитарист Джонас Хелборг, трубач Дон Черри и гитарист Ральф Таунер, коллега Гурту по небезызвестной группе Oregon. Музыка представляет собой изобретательный гибрид рага-психоделии с более этническими построениями, клавишным прогрессивом и энергичным джазом – иногда довольно авангардным. Местами есть нечто общее с Mahavishnu Orchestra, особенно по части шикарных сольных выходов скрипки. Сам Гурту – автор большинства композиций, две вещи (OM и Deep Tri) являются обработками индийских народных мелодий. В этническом стиле сделана и заключительная Inner Voice. Хороши и динамичные вещи (открывающая альбом Shobharock и Goose Bumps), и замедленные, медитативные (Shangri La/Usfret и Milo). Виртуознейшие партии всех участников – от голоса до барабанов и национальной перкуссии, впечатляют типично джазовые фортепиано и труба, прекрасны гитара и безладовый бас. Очень сильная работа.
Guruh Gipsy (1977) s/t. Двойной альбом группы из Индонезии. Очень неплохо: качественный прогрессив, одновременно использующий в качестве основы еврепейскую музыку и национальную традицию, но и этим далеко не ограничивающийся. Музыка интересна и довольно разнообразна, при этом не переходит в эклектику. Открывающий альбом почти 16-минутный трек Indonesia Maharddika мне по большей части напоминал ранние работы Уэйкмана (типа "Артура", несмотря на исполнение на родном языке и прочие явные различия), в Barong Gundah очень сильна этническая составляющая, а, скажем, Geger Gelgel и Sekar Ginotan представляют собой своеобразную смесь кентербери, народных ритмов и авангардного джаза. Весьма достойная работа, тем более для региона, не очень нас балующего сильными релизами.
Abbhama (1978) Alam Raya. Очень задумчивый, мечтательно-меланхоличный и не слишком заумный прогрессив из Индонезии. При том, что и гармонии, и аранжировки практически никак не выдают азиатское происхождение (за исключением первого трека) – вполне европейский прогрессив, типа какого-нибудь Barclay James Harvest, вдохновленного Дебюсси, с обычными электроинструментами плюс флейта и скрипка с вилончелью – вокалист с тембром примерно Джона Андерсона (Iwan Madjid, впоследствии группа Wow!) резко меняет картину в сторону национально-окрашенной музыки. И распевная мелодика вокала, и некоторая медитативность пения (временами приближающаяся к мантрам), и специфический выговор – не то, чтобы контрастируют со звучанием группы, но неизбежно обращают на себя внимание. Есть пара довольно бодрых мест, где инструментальная часть демонстрирует неплохую динамику, но тот же голос ее сглаживает, и общее восприятие музыки как чего-то очень размеренного и уравновешенного остается неизменным.
Les Bantous de la Capitale (1976) Marie Jeanne. Такого забавного альбома я давно не слышал. Вообще-то эта группа из Конго – долгожители африканской сцены, и этот альбом у них далеко не первый, но мне они раньше не попадались. Оказалось, что играют они преимущественно в стиле "латино", но об этом чуть позже – сначала о паре песен, которые выделяются: Loin du Congo – джазовый инструментальный номер с солирующим саксофоном и гитарой (судя по звучанию, с нейлоновыми струнами), а заключительный трек – размеренный серф с характерной гитарой а-ля Shadows и иже с ними плюс глуховатый женский вокал с печально-обреченной интонацией, временами переходящий в натуральные рыдания и причитания, но при этом на фоне невозмутимо подпевающего мини-хора, также есть немного саксофона. Все остальные треки – практически перепев одной и той же – с небольшими вариациями – латиноамериканской мелодии, причем в самом традиционном виде, так и представляются усатые небритые мексиканцы в сомбреро и с гитарами наперевес (хотя часть текста поется на банту), играющие в каком-то кабаке раз за разом единственную известную им песню.
Vasant Rai (1976) Spring Flowers. Отличный альбом знаменитого сародиста в компании трех участников Oregon и известного индийского гитариста Дилипа Наика (особенно блещущего в треке Guitarist From Unjha), за скрипичные партии ответственным назначили Джерри Гудмена. Очень хороший джаз-рага-рок, где прекрасно представлена и этническая сторона с сародом, ситаром, таблой и т.п., и джазовая – с изысканными скрипичными пассажами почти во всех композициях, беглыми фортепианными этюдами и завораживающими выкрутасами гобоя. В основном довольно размеренная и даже медитативная музыка, хотя есть и пара оживленных треков (открывающая альбом Smile Of Goddess Sarasvati и заглавная вещь, где все инструменталисты показывают просто высший класс). Очень понравилось.
Kelenkye Band (1974) Moving World. Занятный альбом группы с африканского континента, из Ганы, под руководством некоего Джаггера Ботчвэя, который в кредитах указан просто как Leader (наверно, вождь
). Вообще, кредиты забавные – например, на конгах играет Офицер Торо, а на барабанах – просто Солдат. Основной стиль альбома – психоделический соул-рок с заходами в фанк и регге, но есть и более жесткий фанк-рок в духе Band of Gypsys (в заглавном треке), есть некоторые закосы под роллингов (например, в No One Is Born To Suffer, да и в Groovey Love что-то есть), кроме того, несколько джазовый оттенок придается за счет мягко звучащего кларнета. Местами присутствует примоченная гитара, достаточно активен орган. Вообще, надо сказать, я послушал не без интереса, даже несмотря на немного глуховатую запись.