Хотел бы уточнить по поводу "ретропрога": под этим термином я понимаю
умышленную стилизацию - от использования винтажных инструментов до прямого копирования свойственных раннему прогу музыкальных приемов. Т.е. тех же Deluge Grande я бы к ретропрогу не отнес: американцы просто работают в "старых" традициях, местами соединяя их с "новым" звучанием, не помышляя ни о каких стилизациях.
Что касается Beardfish, я бы все же (в рамках темы) отметил их второй альбом: по сравнению с претенциозным первым, на втором появилось чувство юмора. Вот мои отзывы об этих альбомах.
Beardfish 2007 Sleeping In Traffic: Part One4+/10
Нарочито «семидесятнический» саунд – типа хаммонд, простецкие синты, соответствующая гитара плюс почти обязательный для ранних шведов аккордеон. С которого, собственно, все и начинается.
Материал по большей части состоит из подражаний, прямых заимствований и вариаций на тему доброго десятка арт-роковых групп 70-х, смешанных с кондовыми скандинавскими пассажами и (вольно или невольно) гитарными риффами из гораздо более поздних эпох.
Все очень грубо, топорно и нарочито невиртуозно. Правда, ближе к середине начинаешь понимать, что это, типа, стиль у пацанов такой. А играть они, типа, умеют, но умение свое скрывают.
Стиль стилем, но уж больно все на полном серьезе. Поэтому в целом - не впечатляет, хотя некоторые интересности имеются. Зато невтемоза – по самые уши.
Beardfish 2008 Sleeping In Traffic: Part Two6/10
Появился юмор, и все встало на свои места. Второй альбом – нормальное пародийное и довольно стильное попурри на все те же темы раннего (и не очень) европейского прогрессива. Yes, Genesis, King Crimson, Gentle Giant, VdGG и иже с ними. Типа игры «угадай мелодию».
Плюс – множество фолковых, псевдофолковых, псевдоклассических и полуэстрадных вставок и почти никаких модерновых риффов (разве что ближе к середине наметилось что-то типа стилизованных Porcupine Tree или чего-то в этом роде).
Порой клавишник отчетливо дает понять, что играть он умеет, да еще как! Правда, он быстро "берет себя в руки", и все идет как положено – грубо, топорно и весело. Лихие и частые смены тем превращают действо в полнейшее стебалово, не лишенное, впрочем, приятных мелодий и «вкусных» переходов.
Временами, конечно, хочется плакать от того, как распоясавшиеся шведы обошлись с VdGG или KC. С другой стороны, с классикой обходились еще покруче.