…Просматривал старые дискуссии даного форума – и наткнулся на пару мыслей, ответить на которые захотелось, так сказать, «далеко задним числом»…
Relayer вот писал о Болине ( МК-4 ), что «…практически на всех концертах слушать его невозможно…». Ну, лично ядумаю, что это далеко не так. Честно говоря, даже «спорной» такую мысль назвать не могу… Хоть не так-то и много сохранилось записей тура 1975-76гг., но и того что есть, по-моему, достаточно, чтобы составить беспрестрастное ( !! ) мнение о фактическом уровне тех выступлений. (если же, конечно, это действительно интересно, а не так… «на общем уровне» ). Честно говоря, когда люди говорят, пишут о том, что МК-4 играли «вживую» плохо, Болин играл отвратительно – мне кажется, что эти мнения \ высказывания напрямую произрастают из «пионерского» цикла передач Севы Новгородцева ( тех времён, когда ещё о вынужденном отпуске Хьюза в сентябре ( или октябре ?... не помню точно… ) 1975 года говорилось, как о заболевании «желтухой»… ). Но сегодня-то уже можно – при желании – ознакомиться с «живым» наследием Мк-4…
Первый бутлег МК-4 ( второе их выступление ) – Новая Зелландия 1975 – прекрассный концерт ( и прекрассное качество ). Чтобы сказать, что вот и ЭТО плохо -… Нужно быть действительно пристрастным человеком. Играют все слаженно, бодро. На сцене – весёлая болтовня в перерывах между песнями. Некоторые соло Болина ещё не оформились в конечную «живую» форму ( напр. его соло в “Burn” – и не «блэкморовское», и не «болиновское» ). Хьюз поёт прекрассно, без «злоупотреблений»… Рекомендую всем фэнам МК-3, МК-4 и людям интересующимся историей ).
Три австралийских бутлега ( Сидней и два Мельбурна – из, кажется, пяти австралийских шоу ) – прекрассные выступления ! Вы послушайте guitar solo spot на Сиднейском концерте – это что, так же плохо ?...
Следущий бутлег – следующая за Австралией Джакарта, Индонезия ( первое выступление из полторы состоявшихся ). Не буду говорить, что это чудесный концерт. По мне - Болин то ли немного цепенел перед огромнейшим забитым стадионом, что ли… Скованность чувствуется. Но разве можно назвать это выступление плохим, отвратительным ? Что Болина – «слушать…невозможно» ? Хьюз – прекрасно поёт, внятно и прочувствованно.
Ну, дальше – главный козырь в руках ненавистников ( шучу, конечно ) Болина и МК-4: четыре японских выступления ( записи сохранились всех четырёх ). Замечу, что вот здесь то хорошо ( при желании ) можно увидеть, что это была действительно ГРУППА ! А не просто – пятеро музыкантов. Как они поддерживают друг друга и того же несчастного Болина ! Как слаженно играют !… Интересно послушать хотя бы первое выступление в Нагойе. Лорд вспоминал, что только начали играть “Burn” – а Томми уже ругался: «Как сыграть этот fucking riff ?!...” «Было немного страшновато… Никто не знал, что может случится в следующий момент…» Ритм песен был немного замедлен ; Болин сосредоточился только на риффах… Но ни на этой записи, ни на последующих совершенно не чувствуется апатии, нежелания играть и т.п. И Саймон Робинсон, и Майк Драмм писали об оффициально изданном концерте в Токио, что это – хороший концерт,отнюдь не плохой ! А какова именно «болиновская»“ Wild Dogs” ?! Наверное,лучшая вещь в этом концерте с «фирменными» гитарными эхо-эффектами. Несостыковки в “Stormbringer” ( гитарное и клавишное соло «путаются» ) были обусловлены техническими неполадками ( например, именно в фильме “Rises Over Japan” хорошо слышно, как в “Burn” были проблемы с гитарой )… Хотя и пишут,что к Токийскому шоу Болин оправился – но на самом деле, конечно, это было это не совсем так… И видно, что он сильно комплексовал, «сжимался» и перед камерами, и перед записью официального альбома, отменить которые было невозможно…
( Кстати: кто может сказать, почему было отменено выступление в Гон-Конге ? ).
Затем –Америка. Относительно немного записей сохранилось из того продолжительного турне. И кто может указать хотя бы один из имеющихся на сегодня «американских» бутлегов МК-4 тот, на котором Болина «слушать….невозможно» ? Лично моё впечатление: только о «Филадельфии» и «Мэдисоне» можно сказать, что это - просто хорошие, добротные концерты, но, кажется, без особых взлётов ( к тому же, и качество их не очень чтобы и хорошее… не помню на каком именно гитарная линия вообще почти не слышна, к сожалению ; объективно судить трудновато…).Другое дело, что Ковердейла тут уже начинают теснить потихоньку…
А кто может сказать, - положа руку на сердце ! - что сохранившиеся выступления в Майами, Нью-Йорке, Лонг-Бич, Сан-Бернардино - плохи ? Что там – «невозможно слушать» ?! На мой вкус – они блестящи ! От себя могу добавить ещё , что лично мне выступление в Сан Бернардино представляется чуть менее блестящим, чем в Лонг-Бич. Но тут также невозможно быть вполне объективным: Лонг-Бич официально записывался для радио KBFH и был официально опубликован ( “On the wings of the Russian Foxbat. Live in California 1976” ) – качество записи разное, разное… к сожалению. Есть ещё неполная запись выступления в Спрингфилде, но и там, вроде бы, никаких завалов нет… ( Кстати: в архиве Саймона Робинсона есть неполная запись “Coming Home”, сделанная на этом концерте ( и только здесь и исполнявшаяся ) – но публиковать он её никак не хочет ). Первой концертной записью МК-4, услышанной мною, была “On the wings of the Russian Foxbat» ; следующая – так же «американская» запись… Признаюсь, что и мне самому, скажем так, не совсем была понятна «болиновская» концепция “Lazy”… «Въехал» в неё после прослушивания «австралийских» бутлегов – по крайней мере, понял, что он хотел «сказать». Но если у него не «получилась» эта вещь – это ведь ещё не конец ?… МК-4 попрекают за неудачные исполнения песен МК-2. А ,например, “Highway star” МК-3 ( на том же “MK-3 Final Concerts”, “Live in Paris1975” – там разве она очень впечатляюща ? мне, честно говоря, “Highway star” МК-4 – нигде и никогда не нравилась… Но “Smoke…” ( сам не знаю почему ) мне всегда больше нравился в исполнении МК-3 и МК-4 ( у них он даже повязче, потяжелее )… Мне и раньше казалось, что самая любимая моя версия “Stormbringer” – это с “On the wings of the Russian Foxbat. Live in California 1976”. Но такие же мнения я не раз встречал и в Интернете… Хотя - дело вкуса, конечно… “Going Down” c концерта в Маями – лучшая версия ( оставляет при этом позади и версии МК-3 ).
После США – Англия ( пять или шесть, кажется, концертов… не помню точно ). Сохранилось, как известно, четыре записи: 12-13 марта в Лондоне, Глазго и Ливерпуль.
Концерт 12 марта был неудачным. Качество звука на этом бутлеге, на мой слух, самое худшее ( наравне с Глазго ). Объективно судить, таким образом трудно. Слышно, как освистывают Болина во время его guitar solo spot. Но так же хорошо очень слышно, как в перерывах междя песнями публика приветствует группу. По-моему, об однозначном осуждении говориь трудно…
13-го же марта группа однозначно реабилитировалась ( кажется, даже журналист “Melody Maker”, «разгромив» первый концерт, в той же статье признал, что второе выступление было блестящим ). Может быть, это кому то и не нравится, и слушать это не хочется, и не верится… Но сохранившаяся запись – очень хорошего качества ; любой желающий может убедиться в том, что группа выступала прекрассно ! ( Если только,конечно, заранее не делать самому себе «отрицательную установку» ).
Глазго – действительно плохой концерт. Не знаю, что было хуже: 12 марта в Лондоне, или это выступление, так как оба бутлега наихудшего качества. Ковердейл – в явно депрессивном настроении: достаточно послушать каким голосом он объявляет номера… Болин – отсутствующий. К слову: и Лорд во время своего сольного куска так-у-у-ую абракадабру выдаёт… Не лучше, чем на видео «Париж1985».
Ливерпуль – из-за знаменитой скандальной популярности этого концерта я многократно «штудировал» этот бутлег. Я не могу сказать, что это – плохой концерт. Это - не хороший, не отличный концерт. По-моему, в 1984-88гг., 1991г. таких концертов была масса… Но для того времени это, конечно, было…хм…поражение. - Но ничего катастрофического там совершенно нет ! Публика реагировала на Болина неоднозначно – но и не крайне отрицательно ( я не встречал в воспоминаниях очевидцев, которые попадались в Интернете, такого ). Группу вызывали два раза на «бис!». Второй вызов все, кроме Хьюза, проигнорировали… «Плачущий Ковердейл» - это, наверное, уже мифологический, что ли, образ… По крайней мере, верить «воспоминаниям» Дж.Лорда я бы не советовал… При всей моей симпатии к этому человеку я – как мне кажется – убедился, что историям, рассказанным им в его интервью, следует доверять с большой опаской: задним числом он всех… Ну, не то чтобы «поливает грязью»… и не «обплёвывает»… Он «плюёт» ( скажем так ) вроде бы и в сторону, но обязательно так, чтобы всё это ветром занесло на тех, кого уже в группе нет…
Пишут ( обозначая, якобы, этим – «преддверие катастрофы» ), что после Лондона Ковердейл обратился к Марсдену с просьбой помочь ему в записи сольника… - Да он ещё в Америке говорил о сольнике, как о деле решённом ; о том, что ему охота нормально попеть, а не так орать, как будто его за яйца кто-то тянет… ( И кто его то тянул ?... Хоть тогда, хоть с 1984-85гг. – по сегодняшний день ?...). Его, конечно оттеснили: половину выступления в Ливерпуле его не было на сцене. А ещё в начале мирового турне он говорил, что ему очень нравится, что пора 20-минутных соло отошла в прошлое, что он теперь будет всё время на сцене, а не курить где-то в гримёрке, ожидая пока музыканты насолируются на сцене…
…Турне по Германии было отменено.
Независимо от того: нравится кому, или не нравится МК-4 – мне кажется, нужно избегать таких вот крайних оценок, как «…практически на всех концертах слушать его невозможно…». И не спешить с выводами.
Затем вот ещё одна мысль Relayer-а: «…Тернер вообще чувак интересный, я до сих не могу понять, как ему, особо не учавствующему в написании и продьюсировании материала, удается все это опопсить …».
Опять же таки: независимо от личных симпатий к Тернеру – разве Вы не знаете, что он был основным соавтором в Rainbow, Y.Malmsteen’s Rising Force, Deep Purple ??? Одной ведь из причин изгнания ДЛТ из Deep Purple был и тот факт, что Блэкмор и Тернер постановили отчислять от авторского гонорара только 15% не участвовавшим в процессе написания песен Гловеру, Лорду, Пейсу ? Лорд ( по словам Тернера ) предпочитал слушать классическую музыку и пить красное вино… Гловер – читал, кажется… и т.п. Ясное дело, конечно – склоки всё это… Но вот так взять и сказать, что Тернер «особо не участвовал в написании материала» !... Мальмстин сейчас отрицает, что Тернер принимал участие в написании материала к «Одиссее», но Тернер всегда ( и тогда, и сейчас ) утверждал обратное ; думаю, что правда – как всегда – посредине… Во второй половине 80-х ДЛТ писал песни и для Ли Арон, и для “Bonfire” (“Sweet obsession” крутили тогда и по нашему советскому ТВ ). Да и для своих сольников он же сам пишет материал… ( Может быть, Relayer спутал Тернера с Грэхемом Боннетом ?.. ).
«…ему…удается все это опопсить …» - ну, думаю, как Ковердейлу удаётся придавать песням блюзовый оттенок, Хьюзу – фанковый, Гиллану -… хм… «хардовый» (?) – так, наверное, и Тернеру… Ведь это же не какой-то ремесленник – заурядный певец…
………….
Я когда-то спрашивал на форуме о каком-либо сайте, на котором можно бы было почитать о “Captain Beyond”, Роде Эвансе. Мне не смогли ничего посоветовать тогда. – Я нашёл, кажется, неплохой «неофициальный европейский сайт» группы:
http://tinpan.fortunecity.com/aprilskies/65/ . Может быть, кому-то будет так же интересно. Интересующимся же историей Deep Purple, я думаю, будет интересно почитать об истории reunion-1980 - так называемого “bogus Deep Purple”. Там есть и фотки того периода. Но! – как странно: автор статьи утверждает, что менеджемент группы всячески противиться публикации кого-то ни было материала, связаного с этим делом. Мо, нигде вы на сайтах группы ничего об этом деле не прочитаете – об этом он знает по опыту. - Я подумал, что он, наверное, прав: на thehighwaystar.com соответствующая ссылка в «Эвансовском разделе» никогда не работает ; на этом же «неофициальном сайте европейском» не работают ссылки ни на одно интервью Рода Эванса, ни на интервью Тони Флинна (гитарист того «состава» )… Словом, заблокировано (???) всё.
Никто не может подсказать: где в Интернете можно почитать что-то об этом ? Интервью с Эвансом ( любого периода ) ?
На этом же сайте рассказывается о двух песнях Эванса, которые изданы на промо-сингле, но так никогда и не вышли: "Hard To Be Without You" and "You Canґt Love A Child Like A Woman" ( solo single for Capitol Records in 1970 or 1971 ). Слышал ли кто эти песни ? Может ли кто подсказать, где их можно найти в Интернете ??? ( я, к сожалению, не разбираюсь в этих поисках…). Может быть, кто знает ?