Попробую-ка и я наваять обзор дисков Фокуса на свой вкус - авось что получится. Использую модель Алхимика - мне она кажется удачной.
In & Out Of Focus ( 1970) Это симпатичная запись. Никакой не "шедевр прото-прога", - встречал и такие отзывы, а просто хорошая, милая пластинка получилась. За исключением песенки про Кубу, довольно ничтожной, все остальные номера в разной степени интересны. Инструментал Anonymous - (вероятней всего, танцевальная мелодия автора 17 века) - по тем временам в рок-музыке вещь новаторская. Очень приятны психоделические песни Black Beauty, Mescaline, Why Dream. Отличные мелодии, настроение такое цветочно-хипповое. Первая вещь - Фокус, содержит трюк - вокальная мелодия переходит в инверсию на гитаре - т.е. вторая часть - та же мелодия, идущая по кругу, только в перевернутом виде. А почти 10 минутный инструментал Фокус, которым заканчивается диск, это уже прогрессив-рок в чистом виде. Но самая популярная мелодия с этого альбома - пьеска Аккермана House Of The King. Ее до сих пор заводят радио ди-джеи. 4,0
Moving Waves 1971. Это мой любимый альбом у Фокус. Весь материал от начала до конца на 100% оригинален( никто до них так не звучал), и все пьесы, включая заигранную Hocus Pocus, просто фантастически хороши. И это imho лучший альбом Аккермана в рамках группы Фокус. Его пьески Le Clochard и Janis - действительно, маленькие шедевры. И как звучит меллотрон в Le Clochard - редкой красоты гармония. Превосходная заглавная вещь - песня вполне академическая по характеру мелодии. А инструментал Focus 2 наглядно показывает композиционный прогресс группы. Эпик Eruption ( наверняка отсылка к Таркусу, вышедшему тремя месяцами раньше) поражает своим размахом. Прежде всего, забавнейшее начало. Ван Леер играет цитату из "Орфея" Монтеверди( начало третьего акта, тема Орфея, спускающегося в ад. ) Но эта медленная тема внезапно обрывается бравурной маршевой мелодией. Эта другая цитата - Джордж Гершвин, балет "Американец в Париже". Совмещение этих двух цитат ( Орфей в аду - Американец в Париже) дает слушателю возможность почувствовать довольно неоднозначную метафору
Я представляю, как укатывались сами музыканты. Пожалуй, это посмешнее смеси йодля с хард-роком на первом треке. Еще запоминающийся момент в Eruption - блистательное блюз-роковое соло Аккермана. В общем, улетный диск. 5,0.
Focus 3Тоже великий альбом, - на 2м месте в моем листе у этой группы. Инструментал Sylvia, который взлетел в чартах на 2 место, и про который много говорится в биографии группы, лично мне почти безразличен. А вот вещичка Аккермана Love Remembered очень для меня хороша. Фокус 3, Карнавальная фуга - прекрасные темы. Джем на тему Анонимус доставил много удовольствия. Но лучший момент на этом альбоме, на мой слух, это соло Аккермана в Answeres? Questions!
Совершенно блистательный гитарный трип. По изобретательности фразировки Аккерман здесь близок Колтрейну и Хендриксу. Единственное "но" для меня на этом альбоме - саунд. Аккерман убрал острый блюз-роковый звук первых двух альбомов, и здесь он смягчил тембр, сыграл как бы на "приджазованном" звуке. Это есть компромисс, и на мой взгляд, не очень нужный. Тем более группа сместилась на территорию фьюжн в третьем альбоме, и намек на "джазовость" просто лишний. 4,8.
Hamburger Concerto 1974.
Проникся, наконец, этим альбомом - не прошло и тридцати лет
Действительно, очень приличный материал. Birth Аккермана - самая эклектичная вещь, которую он написал в рамках Фокуса. Красивые флейты от Ван Лира. Страсбургский собор все же достал меня своей лиричностью. Хулиганская Harem Scarem - рок-коктейль в духе Hocus Pocus, не такой оригинальный, возможно, но очень милый. Первая пьеса - изысканная гальярда, "лютневая музыка", на которую был падок одно время Аккерман. Основной шедевр - сам Кончерто, насыщенное разными темами произведение, симфо-рок, как сказали бы сейчас. Доминирует средний, или медленный темп, каскады мелодий сужаются в грандиозном риффе. Темы Аккермана - Медиум 1 и Медиум 2, уплотнены монотонными риффами в духе Джимми Пейджа.
Концовка, похоже, счастливая.
4,5
Mother Focus 1975
Принято считать, что это ерундовый альбом, и отчасти я согласен с этим расхожим мнением. Но мне кажется, что эта ерунда, то есть набор коротких, непритязательных пьес, получилась по саунду ближе к
оригинальному, прежнему Фокусу - и в этом аспекте Мама Фокус поинтереснее Гамбургера. Плюс в том, что Аккерман вернул свой фирменный острый звук, и они сменили ужасного барабанщика. Кроме интересной заглавной темки, есть пара-тройка еще : Tropic Bird, Focus 4, No Hang Ups. Но в целом, конечно, это слишком откровенно лейд-бековый альбом. Три звезды.
Ship Of Memories 1977
Ауттейки и демки, периода 1973- 74. В большинстве - очень неплохие темы. Пленяет Ван Лееровская Focus 5, с изумительной гитарой. Еще отметил бы Red Sky At Night, Out of Vesuvius, и хитовый номер Crackers ( Аккерман включил эту тему в свой сольный альбом, вышедший в том же 1977 году). 4 звезды.
Focus Con Proby 1978
Отличный альбом. Понятия не имею, почему такой низкий рейтинг у этого альбома. Аккерман ушел, его заменил Филипп Катерин, и на барабанах сыграл Стив Смит. Да, на Фокус Кон Проби есть пара ненужных вещей, обе на второй стороне - одна очень глупая, не заслуживающая внимания( Tokyo Rose) а вторая более ли менее терпимая, но незначительная( How Long). Все остальные 7 вещей высокого уровня. Проби поет здорово. Превосходно играет Катерин, немного напоминает Холдсворта по гармониям. Его вещь - The Sneezing Bull - по-моему, лучшая на диске, - наряду с мелодией Эефа Альбертса Orion. В общем, здесь для меня как бы продолжение тенденций третьего альбома - правда, в облегченном виде. 4,0