Прошелся по альбомам Гонга. О классических работах Алленовского периода 70х говорить нечего, с ними всё ясно - шедеврища. А вот по менее расхожим пластиночкам пробежаться стоит. И по мерленовским чисто инструментальным Гонгам пройдусь. Там больше джаза, чем рок-музыки, а психоделией и не пахнет, но есть свои положительные стороны. И немало.
1971 - Obsolete
Собственно говоря, это и не Гонг вовсе. Официально это считается пластинкой некого Dadshiell Hedayat - французского поэта из глубокого андеграунда. Иногда его включают в сольную дискографию Алена. Просто новоиспеченная группа помогала поэту в записи этой пластинки. Почти все основные игроки на месте: Daevid Allen, Gilli Smyth, Didier Malherbe, Christian Tritsch, и Pip Pyle. Отличная пластинка. Гораздо лучше "официального" дебютника группы, записанного несколькими месяцами позднее. Ребята наяривают откровенную психоделию лишь с намеком на прог (особенно этих намеков много на последней 20-минутной композиции), но экспериментальности там хватает и атмосфера пластинки великолепная. Гитарист интересный. На фоне всего этого музыкального безобразия Дашиль Хедай поет, или скорее, читает свои стихи по-французски. Единственное разочарование - редко прорезается голос очаровательной Джили Смит.
1973 - Greasy Truckers - Live At Dingwalls Dance Hall
Состав: Daevid Allen, Didier Malherbe, Steve Hillage, Mike Howlett, Tim Blake, Pierre Moerlen
Очень короткий диск, и первая половина - одни дурачества. Во второй половине - отличная музыка.
1976 - Expresso
К сожалению не слышал. Но, судя по отзывам, альбом сильный. На гитаре Холдсуорт.
1976 - Shamal
Мой любимый альбом из мерленовского Гонга. Наверное потому, что на гитаре тут Хилледж. Пусть только на 2х треках (остальные вообще без гитары), пусть только в качестве "гостя". И еще люблю альбом за исключительно милую нежную работу виброфона, ксилофона, трубчатых колокольчиков и прочих подобных мягких вкусностей. Да и духовые на альбоме хороши.
1976 - Gazeuse!
Уже меньше нравится. На гитаре уже Холдсуорт.
1977 - Gong est mort - Vive Gong
Шикарный концерт группы, временно реформированной в почти классическом составе с Хилледжем, Алленом, Смит, Марлебом, Мерленом....
1978 - Expresso 2
Мерленовский Гонг с Холдсуортом. Не то чтобы совсем ерунда, но скучновато. Холдсуорт, по сравнению с Хилледжем, играет сухо и неэмоционально, хотя и не менее интересно.
1979 - Downwind
Того же розлива, что и Экспрессо 2, но понравилось больше в основном за счет красивой виброфонистости. В составе гостит Олдфилд.
1979 - Time Is the Key
Ничего пластиночка. Но меня оттолкнула размягченно-пушистая атмосфера пластинки характерная, скорее, для всяческих ньюэйджей. Положительный момент - много виброфона.
1980 - Pierre Moerlen's Gong Live 1979
Tracklist: Downwind / Mandrake / Golden Dilemma / Soli / Drum Solo / Esnuria / Crosscurrents
Отличный концертник! Очень порадовали виброфоны-ксилофоны всяческие. В составе снова Олдфилд. Звук прекрасный. Драйвово и красиво.
1986 - Wingful Of Eyes
Осторожно! Это сборник работ группы 1975-1979 годы. Подборка хорошая, но это всего лишь сборник.
1988 - Second Wind
Так себе. Неплохой, но банальный фьюжн. В 1988ом году у многих бывало и хуже.
1989 - Gongmaison
Состав:
- Daevid Allen / guitars
- Didier Malherbe / wind instruments
- Harry Williamson / synth, keyboards, vocals
- Shyamal Maitra / tablas
- Graham Clark / violin
- Wandana Bruce / vocals (1, 3, 5 & 6), harmonium
- Conrad Henderson / bass
- Jenni Roger / vocal (6), backing vocals (5)
- Rob George / cymbals (5)
Довольно-таки редкостная гадость. С драм-машиной, по-моему. Смахивает на ремикс алленовского Гонга. Вытягивает лишь прикольное пение Аллена.
1991 - The Mystery and the History of Planet Gong
Что-то вроде сборника неизданных ранних записей. Много дурки с концертов с плохим звуком, какой-то болтовни, невразумительных звуков, саундчеков и прочей фигни. И всё это почти на 75 минут. Для фанатов может быть интересно в качестве "исторического материала".
1992 - Shapeshifter
Реанимированный алленовский Гонг сляпал нечто похожее на современные попсовые ремиксы себя. Фу, какая бяка! В составе множество замечательных людей, а результат такой убогий.
1995 - Birthday Party
Шикарный двойной концертнник. В лучших традициях раннего алленовского Гонга, но и от мерленовского периода опыт не потерян. Gili Smyth на высоте. Состав:
- Daevid Allen / vocals, guitar, gliss guitar
- Tim Blake / synthesizer, vocals
- Mike Howlett / bass guitar
- Didier Malherbe / saxophones, flute, vocals
- Pip Pyle / drums
- Steffi Sharpstrings / guitar, gliss guitar, vocals
- Gili Smyth / space whisper, vocals
2000 - Zero to Infinity
Очевидно, какие-то Космические энергии посетили Землю, и, благодаря им, старички помолодели и сыграли так, будто и не было никаких творческих кризисов. Алленовский Гонг в лучших своих проявлениях. Gili Smyth как обкуреная молодуха в начале 70х!
====================================================
И небольшая пробежка по имеющимся у меня окологонговским проектам.
MOTHER GONG - The Owl and the Tree – 1989
Проект Джили Смит с участием Аллена. Несложный «атмосферный» прог, «вкрадчивый», умный и немного не от мира сего. Джили Смит поет в своем фирменном стиле. Местами появляется голос Аллена. Музыка построена в основном на духовых и синтезаторах.
Мне пластинка понравилась очень.
New York Gong\1980 - About Time
Алленовское ответвление Гонга. Поначалу диск вызвал сильнейшее отторжение. Аллена потянуло в модный пост-панк. Ритмика стала примитивной, и даже в голосе Аллена появились джоннироттеновские интонации. Но потом стали появляться ассоциации с POLICE и даже с KING CRIMSON 80х, и отношение к просушиваемому альбому улучшилось. Хотя у нового алленовского детища всё проще, конечно, но без интересных экспериментов не обошлось и, самое главное, стебовость классического Гонга выжила в новых условиях и даже немного похорошела. Саксы неплохо чудят на фоне тяжеленькой панкушной гитарки и новых для того времени синтезаторных фишек, и общая атмосфера пластинки все-таки остается живой и интеллигентной.
=====================================
А теперь по сольникам Хилледжа, некоторые из которых нравятся мне чуть ли не больше самих классических аленовских Гонгов. В целом я бы определил его творчество как «Гонг без психоделии и без дурачеств». То бишь, это уже чистый прогрессив.
1975 - Fish Rising
Tim Blake Synthesizer
Christian Boule Guitar
Lindsay Cooper Bassoon, Wind
Steve Hillage Synthesizer, Guitar, Arranger, Vocals, Producer, Concept, Cover Art Concept
Mike Howlett Bass
Didier Malherbe Wind
Pierre Moerlen Percussion, Drums, Marimba, Darbouka
Gilli Smyth Vocals
Dave Stewart Organ, Synthesizer, Piano, Arranger
Bambaloni Yoni Percussion, Vocals
Хорошая грамотная ритм-секция (а что еще можно ожидать от Мерлена и Хьюэлта?), интересная и сложная структура композиций, ну и, конечно же, замечательная «скулящая» гитара самого Хилледжа, вокруг которой и построен фантасмагорический саунд команды. В общем, ожидания ТАКОЙ состав оправдал вполне.
1976 – L
Joe Blocker Drums
Don Cherry Trumpet, Horn, Tambourine, Voices, Bells
Miquette Giraudy Keyboards, Vocals, Vocals (bckgr), Voices, Vibe Master
Steve Hillage Synthesizer, Guitar, Vocals, Voices, Guitar (Synthesizer), Arp, Shenai
Larry Karush Percussion, Tabla
Sonja Malkine Keyboards
Roger Powell Synthesizer, Piano, Keyboards, Moog Synthesizer
Kasim Sulton Bass
Состав уже не звездный, и, что закономерно, альбом похуже. Барабанщик грубоват, да и вся ритм-секция проще. И нет той фантасмагории, что грела душу при прослушивании предыдущей пластинки.
1977 – Motivation Radio
Joe Blocker Drums
Malcolm Cecil Synthesizer,
Miquette Giraudy Keyboards
Steve Hillage Synthesizer, Guitar, Vocals
Reggie McBride Bass
Этот альбом я не слышал. Читал в интернете сравнения его с ALAN PARSON’S PROJECT, а потому особо и не грущу.
1978 – Green
Andy Anderson Drums
Joe Blocker Drums
Miquette Giraudy Keyboards
Steve Hillage Synthesizer, Guitar, Vocals, Producer, Mastering, Remastering
Nick Mason Drums, Producer
Curtis A. Robertson Bass
Состав не звездный (за исключением продюсера и ответственного за партию ударных на части треков Ника Мэсона из PINK FLOYD), но альбом, тем не менее, роскошный. Лучшее на мой взгляд творение из всей “Gong Family”. Выдержан он в духе Fish Rising, но в нем больше экспрессии и шарма.
1979 – Open
Andy Anderson Drums
Paul Francis Bass
Miquette Giraudy Keyboards
Steve Hillage Synthesizer, Guitar, Vocals, Producer, Remastering
Jean Philippe Rykiel Synthesizer
Dave Stewart Guitar, Vocals
Продюсировал пластинку тот же Мэсон, но музыка там совсем другая. Очень уж конкретно ребят унесло «новой волной» в сторону коммерческой музыки. Гитарная работа Хилледжа интересна, но, очевидно, на предыдущих альбомах он выжал все из своей уникальной исполнительской техники, и ему пришлось срочно изобретать что-то новое. Похожую музыку играли TALKING HEADS и CRIMSON 80х. Но, честно говоря, команда Фриппа оказалась гораздо интересней. Вообще, на этом альбоме синтезаторы главнее гитары.
1983 - For To Next And Not Or
Еще больше синтезаторов, еще больше «нью вэйва». Не сказать, что музыка совсем безынтересна, но это уже СОВСЕМ не тот Хилледж. Увы
И по сольникам Дэвида Аллена
1970 - Banana Moon
Daevid Allen Guitar, Vocals
Maggie Bell Vocals
Nick Evans Trombone
Gerry Fields Violin
Archie Leggett Bass
Pip Pyle Drums
Barry St. John Vocals
Gilli Smyth Vocals
Christian Tritsch Guitar
Gary Wright Violin
Robert Wyatt Guitar, Drums, Vocals
Такая куча разного народа (вплоть до вокалистки STONE THE CROWS, идентифицировать которую мне так и не удалось) и определила, по-видимому, и стилистику пластинки, точнее, её фактическое отсутствие. Начинается альбом с какой-то легенькой панкушки-порнушки, потом идет что-то в духе раннего Гонга, а третья композиция вывязывает стойкие ассоциации с поздними творениями Тома Уэйтса. И так далее.
В целом, ничего особо интересного или красивого в музыке нет, но общая стебовая и разбитная атмосфера этой нестандартной пластинки может привлечь любителей наивной кривой психоделии.
1971 Now Is The Happiest Time Of Your Life
Daevid Allen Guitar, Vocals
Juan Biblioni Guitar
Sam Gopal Percussion
Pepe Milan Guitar
Victor Peraino Keyboards
Xaver Riba Violin
Vera Violin Violin
Мягкий, вкрадчиво-стебовый психоделичный альбомчик. Нестандартно, душевно и умно. И никаких заигрываний с новомодными стилями.
Не совсем «моё», но штука очень хорошая.
1997 Dreamin' A Dream
Daevid Allen Guitar, Keyboards, Vocals
Bill Bacon Drums
Graham Clark Guitar, Violin
Tim Hall Vocals, Bazouki
Тут, как и во всех прослушанных мной сольных работах Аллена, ориентировка идет в первую очередь не на музыку, а на текст и на создание атмосферы ненапряжного дурачества вкупе с инновационностью. Аллен так и остался битником по сути. Понравилось.
1998 Stroking The Tail Of The Birds
Daevid Allen Guitar (Electric)
Gilli Smyth Space Whisper
Harry Williamson Keyboards, Engineer, Mixing
Чисто инструментальная музыка с пением птичек. Аллен и Смит лишь иногда издают то, что я называю «звуками леса». Не знаю, что это. То ли эмбиент, то ли нью-эйдж. Не силен я в такой музыке. Совсем уж не моё и оценивать не возьмусь.
DAEVID ALLEN'S UNIVERSITY OF ERRORS – 1998 - Money Doesn't Make It
Daevid Allen Guitar, Vocals, Editing, Mastering
Michael Clare Bass, Producer, Mixing
Erik Pearson Flute
Josh Pollock Guitar
Jay Radford Guitar, Saz, Mixing
Pat Thomas Percussion, Drums, Mixing
Как это нынче называется? Неопсиходелия? Да, пожалуй, это и есть современный вариант психоделии. Все классические компоненты стиля с современным саундом. Часто встречаются «кричалки и вопилки, а так же шумелки, пыхтелки, сопелки» (с- Винни Пух) на 1-2 минутки. Встречаются «медитативные» песенки с монотонным звучанием и закосами «под Восток», бренчалочки а-ля GRATEFUL DEAD. Есть там что-то и от HAWKWIND. Хорошая штука. Особенно приколола песенка с рефреном “Burn Your Money”
Сильно отличается от остального прослушанного алленовского добра.
DAEVID ALLEN'S UNIVERSITY OF ERRORS - 2001 E2x10=Tenure
Daevid Allen Guitar, Vocals, Editing, Mastering
Michael Clare Bass, Producer, Mixing
Erik Pearson Flute
Josh Pollock Guitar
Jay Radford Guitar, Saz, Mixing
Pat Thomas Percussion, Drums, Mixing
Тут уже, пожалуй, в большей степени прог чем неопсиходелия. Хотя и «психоты» тут хватает. Очень странная музыка. Аллен думает свою думу неторопливо, размеенно, отправив мозги погулять «туда, за грань». И, как всегда, юмора предостаточно.
У меня возникли ассоциации с поздними LEGENDARY PINK DOTS. Альбом понравился, но оттолкнул саунд ударных. Слишком уж он современный.
В общем, мне Аллен напомнил другого «отставника» SOFT MACHINE Кевина Эйерса. Только Ален не такой плюшевый и более дурашливый. А так, то же нежелание уходить от родной сердцу психоделии, та же попытка остаться в шестидесятых, те же рассвистяйство и «искренность».