Почти классика или как нам понять, непонятное

К началу 80х гг. ХХ века в музыкальном мире возникает фигура,ставшая объектом подражания и нападок; имя этого композитора стало нарицательным минимализма,хотя сам композитор не считает себя минималистом. Что ж,Дебюсси протестовал против термина "импрессионизм" по отношению к его музыке,а Арнольд Шёнберг - против термина "атональность",однако до сих пор они остаются отцами импрессионизма и атонализма в музыке.
Филип Гласс - именно о нем речь - является уже несколько десятилетий одним из популярнейших американских композиторов. Да,имя Гласс уже нарицательное: говорят Гласс - подразумевают минимализм(и наоборот). Отцов минимализма,"аутентичных" минималистов - Райха и Райли широкая публика знает гораздо меньше,особенно если говорить о знакомстве с их музыкой. Сам Гласс отрицает этот термин(термин введен Майклом Найманом - популярным английским композитором,автором музыки к фильмам Питера Гринуэя) по отношению к своей(и не только) музыки.
...И все-таки Гласс - минималист. Да,даже в зрелых сочинениях. Если брать его музыку 60-70,то она в принципе не отличается от музыки Райха или Райли: ангемитонные паттерны,репетитивнось. Яркое подтверждение: "Музыка в 12 частях" и опера "Эйнштейн на пляже". Но к 80-м Филип Гласс приходит к своему стилю. К этому моменту он становится безумно популярным,в т.ч. из-за его саундтрека к фильму Годфри Реджио "Коянискацци". Теперь некоторые принципы минимализма стали сочетаться с минорными и уменьшенными гармониями,использованием классической тональной системы(функциональной гармонии). Все это сделало музыку Гласса более доступной и подверженной обвинениям в китче,мейнстриме. Даже если в некоторой степени можно согласиться с этим,все-таки невозможно не оценить его оригинальность и органичность,верность себе. Это не его вина,что его творчество породило большое количество эпигонов,стремящихся без особых усилий добиться материальных успехов и популярности.
"Музыка с повторными(репетитивными) структурами" - так охарактеризовал свой метод сочинения Филип Гласс. Как уже было указно выше,теперь это не просто бесконечно повторяющиеся и чуть-чуть меняющиеся ангемитонные или мажорные паттерны,а целые законченные предложения,обычно в минорных гармониях с признаками классической функциональности,которые часто повторяются и чередуются(а это,в принципе,может быть бесконечно). Ритм тоже пульсирующий,остинатный: остинато равных длительностей и синкоп,четкая метрика; иногда встречаются довольно сложные ритмические построения,напоминающее нам о музыке Стравинского,чье творчество было знакомо Глассу с юности. Много раз повторяющееся арпеджированное минорное трезвучие - что-то вроде "визитной карточки" Филипа Гласса.
Самое же главное,что делает Гласса минималистом - та черта,которая характерна и для других американских композиторов-минималистов: статика при постоянном движении. Движение - кинетика- неотъемленная часть классического американского минимализма. Но это движение - внутрь. Сами композиции статичны,бесконечны. Это сродни езде на машине,когда мы остаемся на месте,но мы движемся,и движемся иногда на больших скоростях(вспомним "Короткую поезду на автомобиле" Дж.Адамса! - другого американского композитора минималиста более младшего поколения). У Гласса вот это тоже ощущается,хотя у него все-таки не столь статично.
«Мы не используем технологию — мы живём технологией» - говорит режиссер Годфри Реджио,автор трилогии "Кацци",к которой музыку написал Филип Гласс. Дома становятся деревьями,города - лесом. Если человек не смог почувствовать себя хозяином леса натурального,то он создал свой лес - искусственный,чтобы быть там Царем. Однако назрела некоторая проблема: мы становимся заложниками,мы уже не цари - мы рабы,мы уже не можем чего-то другого,другой среды. И вот тут все-таки есть некоторая близость идей Годфри и музыки Гласса(как известно,режиссер изначально хотел видеть Гласса автором саундтрека,но Гласс долго отказывался("я не пишу музыку к фильмам"), пока не увидел первый отснятый материал с использованием его сочинений) - некоторая фатальность. Все эти миноры и механистичекое остинато порождены безумной жизнью новой искусственной природы.
http://en.wikipedia.org/wiki/Philip_Glasshttp://www.philipglass.com/Ссылки на youtube:
http://ru.youtube.com/watch?v=VqANh4QnNxAhttp://ru.youtube.com/watch?v=n7ruhu...eature=relatedhttp://ru.youtube.com/watch?v=26aK9t...eature=related - 3 фрагмента из "Эхнатона".
http://ru.youtube.com/watch?v=WB0wHIC0NS0 - 1я часть скрипичного концерта.
http://ru.youtube.com/watch?v=LFBijDU8PpE - "Коянискацци",фрагмент.