Daydreamer: Lagger Blues Machine (1972) s/t. Чрезвычайно интересная бельгийская группа, играющая, вопреки названию, прогрессив с элементами джаза и – немного – старинной музыки, думаю, вполне можно приписать ее и к “кентербери”, местами напрашиваются аналогии с King Crimson тех же лет. Почти весь двойной альбом (продолжительностью почти 1 час 20 минут, второй CD – live) инструментальный, хорошая гитара, много разных клавишных, саксофона, флейты. Композиции длинные, по 2 на сторону LP, и довольно разноплановые, со сменой темы, ритма и пр. “Живая” часть, судя по всему, более ранние записи – музыка менее сложная, ближе к протопрогу, местами даже более похожая на джем, качество записи заметно хуже. Вещи с полноценным вокалом (где-то между Артуром Брауном и Крисом Фарлоу) – Ode и Firedance – также в “живой” части. В целом мне очень понравилось, особенно студийная часть, я совершенно не ожидал такого от малоизвестной бельгийской группы.
Нашел довольно редкий сборник The Big Freeze 1 - 60's Belgian Freakbeat. Как ясно из названия, это сборник бельгийских групп 60-х годов, он был издан в середине 70-х на виниле в кол-ве 500 штук и не переиздан до сих пор. Искал я его целенаправленно по причине того, что это единственный релиз (кроме синглов), где изданы записи группы The Black Sharks, а ее я искал, потому что мне было очень любопытно услышать группу, где играл мой нынешний босс (он бельгиец, давно в серьезном бизнесе, хотя поигрывает до сих пор, на паре корпоративных вечеринок играл на басу; любопытно, что сам он не знал об этом диске). Такая вот преамбула. Открывает сборник гаражная группа The Snap Shots с классным боевиком Hip Hip Hurray, напомнившая мне The Music Machine. Следом идет неплохой психоделический номер Fire от группы Early Christian в духе 13th Floor Elevators, а далее – один из интереснейших треков сборника – психоделическая Twenty Century группы Berry-Clan: не зная, я бы подумал, что это какой-то ранний Брайн Ферри, настолько это похоже на его фирменный вокальный стиль. Единственный трек на французском языке - La fermeture éclair группы Delphine является и единственным треком с женским вокалом. Продолжает альбом Guy Whatelet с песней Some People Said – психоделическим номером с фузованной гитарой, после чего идут The Black Sharks с кавером For What It's Worth, исполненном в начале 1967 года. Ближе к концу диска есть еще одна их вещь, на этот раз оригинальная, Too Much In Love, записанная в 1965 году (они оказались единственной группой, представленной на сборнике двумя песнями). Про Dayaks с песней So Long Sad Sacks можно сказать, что чуть-чуть пожестче, чуть побольше шума, это был бы полноценный прото-панк, некоторые гитарные ходы тоже любопытны. В середине сборника есть один инструментал – Isbergues, 2 A.M. от Tony & The Mule Station, группы Four Rockets и The Picknicks ближе к тому, что обычно называют битом, The Ropes играют довольно стандартный гараж. Занятную вещь – Bye Bye Dave с психоделическим органом на переднем плане – исполняет Paul Simul, а Jess & James играют соул. Завершает альбом бойкий джазовый инструментал Lucifer от группы The Shake Spears. В целом довольно неплохой диск континентальной психоделии со склонностью к гаражу.
Cos (1975) Postaeolian Train Robbery. Занятный бельгийский джаз-проговый проект, со значительным уклоном в джаз. Много интересных идей, хороших инструментальных партий, вокальной эквилибристики. Собственно, почти во всех композициях вокалистка использует свой голос как музыкальный инструмент, слова как таковые – на французском языке – есть только в четырех треках из десяти (причем, в La Partie d' Echecs они произносятся исключительно скороговорками). Интересная работа.
Laurelie (1970) s/t. Очень любопытная бельгийская псих-проговая группа (вокал – Пьер Рапса, “засветившийся” позже в Jenghiz Khan). Открывается альбом почти 10-минутной психоделической многоплановой Sad Stone, в первой части которой обращает на себя внимание электроорган и вокальное многоголосье, потом начинается “разминка” на басовых струнах, вступает флейта, затем гитара с дисторшном, только ближе к концу появляется вокал, который на последней минуте превращает песню в боевик. Короткая инструментальная композиция Remember Ronny начинается с нежной флейты в сопровождении тамбурина и акустической гитары, в конце подключается фортепиано. Еще более коротка, меньше минуты, Dracula's Way Of Makin' Love – звуковой коллаж из оргастических стонов и диссонансных аккордов, после которой звучит психоделическая дилогия Have A Coke/Ugly Dirty Man с активным использованием джазовых ритмических структур. Первая часть ее построена на том, что ритм держится на нижнем регистре гитары, а мелодию ведет флейта, вторая, более динамичная, – на сочетании бас-гитары и органа с короткими выходами флейты. Следом идут две коротких вещи: мечтательная оркестрованная Tower Of Illusion и Spiders In Your Hair с меняющимся рисунком и определенным влиянием джаза. Главная вещь альбома – 18-минутная сюита Deborah, Jane And Laurelie в пяти частях. Первая часть, Deborah, начинающаяся как фортепианная пьеса, быстро меняет основную тему, инициативу перехватывает хэммонд, и вскоре уже солирует “вибрирующий” бас с короткими вздохами тубы. Вторая часть – Fish с бульканьем воды – звучит ближе к фолку и джазу одновременно, третья – Days, Dream, Hopes – прог-баллада с органом, скрипичной секцией и легкими джазовыми фортепианными наигрышами, четвертая – Pink Clouds – нервная мелодия с флейтой и фортепиано, переходящая с вступлением церковного органа в заключительную часть – Laurelie, Laurelie. Она по большей части тоже имеет слегка приджазованную структуру, по мере звучания постепенно все ускоряется, обрастает шумами, в конце концов растворяется в перкуссии и затихает. Мне альбом очень понравился.
New Inspiration (1972) s/t. Любопытный бельгийский проект, стилизованный под разнообразное звучание 60-х, с эклектичным материалом в самых разных стилях. На альбоме представлена, в частности, психоделия (меланхоличная Rainbow или отличная хэви-соул-психоделия When You're Gone), барокко-поп-рок (Bottle Of Whisky), госпелз (Come Let's Sing Us Hallelujah), ритмичный соул типа 5th Dimension (Song For Everybody), ритм-энд-блюз а-ля Spencer Davis Group с доминирующим органом (From Chicago To L.A.), псих-прог в духе Traffic (Die In Ordinary Way) и пр. В целом на любителя, но я послушал с удовольствием.
Doctor Downtrip (1973) s/t. Англоязычный блюз-рок из Бельгии. Есть и полуакустические вещи (напр., открывающая альбом Nothing The Same), и жесткие, вполне хард-роковые (Walking In The Desert, Anything Goes и др.). Не слишком изобретательно, но послушать можно. Больше остальных понравилась заключительная (не считая бонуса, также очень неплохого) песня Feeling.
Kleptomania (1972) Elephants Lost. Еще одни бельгийцы, большая часть альбома – хэви-протопрог, остальная часть треков – жесткий гитарный хард-рок. И с юмором, видимо, все было нормально: название Elegie для трека, состоящего из типично саббатовских риффов и гитарных запилов, судя по всему, объясняется именно этим. Мне понравилось.
_________________ "Without music life would be a mistake" (c) Nietzsche "Do what thou wilt shall be the whole of the Law" (с) Aleister Crowley
|