Моцарт, Бог Музыки Видение музыки Моцарта, от моего коллеги по аудио - форуму с ником
Аббас. Его все знают и уважают как человека очень увлеченного классической музыкой.
А про его достижения в аудио, ходят легенды.
----------------------------
Для начала предлагаю список обязательных для прослушивания опусов Вольфганга Амадея, если конечно вы хотите почувствовать, почему Моцарт "величайший маэстро из всех маэстро":
1.Квартеты посвященные Гайдну(6)
Особенно:
К428,анданте,2-я часть
К465,анданте,2-я часть
Дуэт для скрипки и альта К423,адажио
2.Сочинения периода великого стилистического перелома:
Фантазии К475,396
Сюита в барочном стиле К399
Фуга до минор К426
Жига К574
Минует К355
Мистический характер последних двух пьес так впечатлил Чайковского, что он включил оркестрованные пьесы в свою сюиту "Моцартиана"
3.Четыре последние симфонии (остальные можно не слушать)
4.Последние произведения, написанные для механических органчиков и стеклянной гармоники:
К617,К356,К616,К596,
5.Два адажио для масонских ритуалов в ложе:
К410
К411
А также масонская траурная музыка К477
6.ГРАНДИОЗНАЯ Месса до минор К427 и реквием. Особенно первое произведение, по стилистике примыкающее к пассионам Баха.
7.Оперы.
Дон Жуан, Свадьба Фигаро и Волшебная флейта.
Да, совершенно забыл о фортепианных концертах Моцарта.
Это очень значимый и обширный раздел моцартовского наследия
Из 27 концертов бесспорными шедеврами являются последние одиннадцать.
Приведу слова Чичерина, лучше его никто не сказал об этих произведениях: Цитата:
Каждый из моцартовских концертов-развертывающаяся сама собой эпопея, в них действуют силы мира и жизни, игра сил, мрачных, светлых, таинственных, прелестных, бодлеровская инфернальная и небесная красота, то солнце, то мрак, Упоительно ВСЕГДА, ЗАГАДОЧНО ПОЧТИ Всегда, и все это в бесконечном разнообразии моцартовского искусства эпизодов. Последнее свойство моцартовского творчества особенно подчеркивается комментаторами...
В его фортепианных концертах....эпизод за эпизодом, гирлянда за гирляндой, полная жизни и глубокого смысла смена то ярких, то заглушенных, то мрачных, то светлых эпизодов.
26-й К537,где будто морские брызги в сиянии, морская бездонная глубина и волны, морские дали, морская грусть и комизм
27-й, последний концерт, К595 Грандиозная скорбная вещь, полная предчувствия смерти, (написанная в мажоре!!!)
25-й К503 мировая картина полная яркости и блеска
От себя добавлю демонический К491,24-й по номеру, до минорный и страстный К466 ,20-й, ре минорный. Последние два концерта Бетховен считал образцовыми и написал к ре минорному каденции, а до минорный концерт попытался превзойти в своем третьем в той же тональности.
А также 21-й до мажорный с известнейшей медленной частью, в которой блаженство и скорбь, экстаз восприятия мира и боль мимолетности слиты воедино. Эту музыку многие знают по заставкам на советском телевидении эпохи застоя.
Еще 23-й К488 ля мажорный, тоже известная музыка, медленная траурная часть в форме сицилианы и внезапно развеселый финал, шокирующий слушателя контрастом.
22-й, ми бемоль мажорный, где в коде минорной медленной части есть очень интересный эпизод-в мрачной и абсолютно безнадежной музыке внезапно появляются, причем совершенно неожиданно, мажорные разрешения и возникает иллюзия вспышки Света, неожиданно заполняющего всю душу и вселяющего надежду на спасение. Свет исчезает так же неожиданно, как и появляется. Удивительное место!!!
Если говорить об исполнителях, то сразу нужно оговориться-среди современных аутентистов не так уж много ярких и самобытных личностей. В этом направлении процветает школярство, клоунада на старинных инструментах с расчетом на коммерческий успех дисков.
Мой любимый исполнитель на молоточковом фортепиано:
Андреас Штайер.
Это действительно явление достойное внимания.
РЕКОМЕНДУЮ!!!
Дисков с Моцартом у Штайера пока немного, на гармонии вышли всего четыре из новой серии "весь клавирный Моцарт", не все опусы Андреас играет ровно, есть спорные моменты, но это взрывной, импульсивный, высоконтрастный Моцарт, которого никогда не слышали раннее и который мне очень по душе. С моей точки зрения такое исполнение гораздо ближе к сути музыки композитора.
На дисках можно услышать сюиту в старинном стиле, очень редко исполняемую, жигу, фантазию до минор и три сонаты К330-332,среди которых популярнейшая фа мажорная.
Продолжаем
Вот еще один из любимых мною пианистов, играющих Моцарта хорошо:
Christian Zacharias
В очень тонкой,интимной, продуманной манере. Записал практически все фортепианные произведения. в инет магазинах найти не проблема по имени.
Из старых мастеров наиболее интересны Шнабель и Клара Хаскил.
Клару Хаскил сейчас закончил ремастировать АМЛ:
Это не реклама, упаси Бог! Необязательно покупать там, можно искать оригинальные пластинки на ебау.
Объективно Хаскил из лучших интерпретаторов, ее исполнение, пожалуй, излишне мягкое и сдержанное на мой вкус.
Шнабеля можно отыскать также по имени, у меня двойник фирмы Аркадия с фортепианными концертами, качество никудышнее, но лучше в таком, чем вообще не услышать!
Шеллак собираю потихоньку, но СД конечно дает сразу представление о том, что стоит искать а что нет!
Шнабель ТИТАН!
Ни в коем случае не советую слушать исполнение Горовца и Гульда (Последний записал все сонаты) В обоих случаях Моцарт надежно скрыт за самолюбованием и самовыражением пианистов.
Когда-то молодой Плетнев фантастически здорово сыграл последние сонаты Моцарта, был такой двойник винила на мелодии. В анданте сонаты К533 Плетнев вычитал такие подтексты, которые, пожалуй, никто никогда не вычитывал! И этому веришь! Но более поздние записи Моцарта от Плетнева разочаровывают. Манерность, разрушение формы, глубокомысленность в самых простых и прозрачных эпизодах-неприемлемо.
Процесс:
http://www.youtube.com/watch?v=yiM0Yr4cXBEПри все уважении к Челибидаке и условности того что происходит на репетиции (замедленный темп), это не Моцарт. То, что звучит, противоречит и музыке и смыслу слов
Часть Рекс Тременде (буквально царь вселяющий ужас) лучше всего подана в первой записи Арнонкура, там РЕКС действительно внушает Ужас, благодаря находке Арнонкура-короткий, резкий вскрик на слове Рекс (обычно все тянут). Эффект сногсшибательный.
Пунктирный ритм, который сидит в аккомпанементе, Челибидаке играет в русле романтических традиций-бесформенно. И по характеру и исторически это должно звучать очень резко, с короткой пристегивающейся нотой.
Закончу о пианистах. Многие даже замечательные мастера занимаются тем же чем Челибидаке-сглаживают контрасты и острые углы в музыке. Это фальшь, Моцарт тем и хорош, что непредсказуем, взрывчат и импульсивен. Цитата:
Очень люблю фортепианные концерты и сонаты Моцарта в исполнении Ингрид Хэблер. Не все, но многое из ф.к. в исполнении Баренбойма с английским камерным. Квартеты в исполнении Квартетто Итальяно.
Да, Хеблер на деноне и на филипсе записала все клавирные произведения. Есть мелодиевская пластинка выпущенная по инициативе московского филофонического общества-живой концерт оркестра Моцартеума и Ингрид Хеблер (на пластинке записан 17-й концерт)
Баренойм тоже был популярен на мелодиевских пластинках, были еще комплекты Гезы Анды и Казадезюса.
После советских пианистов, по молодости, Баренбойм казался мне кудесником. Сейчас образ потускнел, и я понимаю, что его записи довольно средние. Казадезюс и Анда, пожалуй, интереснее. Хотя им всем далеко до своего педагога-Эдвина Фишера, который играл очень мягко, ясно, одухотворенно, но опять же на мой вкус чрезмерно сглаженно. Фишера нужно искать на шеллаке.
Пора перейти к симфонической музыке. Предисловие.
Многие не понимают, что 60 симфоний Моцарта никак нельзя сравнивать с 9 симфониями Бетховена и тем более с произведениями в этом жанре позднейших композиторов, и потому называют моцартовские симфонические произведения "Билюльками".
Для начала нужно вспомнить, что симфония как жанр выкристаллизовывалась постепенно, в процессе эволюции итальянской sifonia-концертной пьесы, служившей вступлением или заключением концерта. Как сказал Альфред Энштейн-путь симфонии-путь от внешнего к внутреннему, от парадности к ИСПОВЕДИ.
Первые произведения Моцарта, названные в каталоге произведений симфониями, это еще не симфонии в привычном нам смысле слова, это ЗАРОДЫШ симфонии. Симфония как самостоятельный, серьезный жанр, занимающий центральное место в концерте, создавалась на протяжении нескольких десятилетий Моцартом, Гайдном и десятками других, оставшихся в тени истории композиторами.
Еще один важный момент-более 30 симфоний Моцарта написаны в возрасте от 8 до 22 лет! Об этом нужно помнить, встречая на концертах ранние опусы и не делать скороспелых выводов о "примитивности "Моцарта!
Вообще то очень важная оговорка-какого периода сочинение мы слушаем. Ведь треть наследия Моцарта - ЭТО ДЕТСКИЕ Пьесы, по существу! Зрелый, истинный Моцарт-это Моцарт 1781-91 годов, главным образом. Слушатели же не всегда осознают данное обстоятельство.
Учитывая все эти нюансы, у Моцарта по большому счету не более десятка "больших" симфоний. Четыре последние беспримерно велики и прекрасны!
Это "Пражская", номер 38,ре мажор
Соль минорная, номер 40,наиболее популярная
39-я ,которую иногда называют "лебединой песней" и моцартовской "героической", в ми бемоль мажоре
И наконец, 41-я "Юпитер", в "царской" тональности До мажор.
Если кто-то все-таки захочет ознакомиться с детскими и юношескими симфониями Моцарта, рекомендую самый интересный комплект на СД-Николаус Арнонкур со своим Concentus Musicus Wien.
Обратите внимание на два ранних шедевра!
Соль-минорная симфония 1773 года (17 лет!) К183,номер 25,это один из ярких образцов мрачного, пламенного, необузданного Моцарта, который периодически прорывался вулканическим извержением страстей на фоне безмятежных, изящных и полных гедонизма сочинений современников (первая часть симфонии соль минор звучит в самом начале известного фильма Милоша Формана "Амадей". Когда-то, впервые в кинотеатре услышав эту музыку, я был потрясен и "разбужен". Было это давно, и я с тех пор не припомню более сильного выброса адреналина, спровоцированного искусством)
Второй шедевр периода отрочества Моцарта это К201,номер 29 в общепринятой нумерации, ля мажор. Пожалуй, впервые в истории жанра симфония зазвучала так одухотворенно!!!
И еще один мистический момент, о котором я забыл-в самой первой симфонии Моцарта, написанной в возрасте 8 лет, впервые встречается четырехзвучный мотив, сопровождающий композитора всю жизнь, тот самый мотив, на котором выстроен финал последней симфонии Юпитер!!! (В одной из ранних месс Моцарта этот мотив всплывает со словами Кредо (верую)!)
Эта смысловая арка, которая не может быть случайной, но и вряд ли является осознанной (ибо Моцарт мог прочно забывать, что он писал несколько лет назад, а здесь речь идет о разрыве почти в 30 лет!) для меня символизирует предопределенность судьбы композитора, его избранность и Миссию, для которой он был рожден.
Продолжим. Оперы.
Кроме замечательных "винтажных" постановок Фуртвенглера, Караяна, Лайнсдорфа появилось огромное количество аутентичных записей. Самые достойные из них на мой вкус это диски РЕНЕ ЯКОБСа (феноменальная Свадьба Фигаро!!!) и Арнонкура.
В некоторых записях Рене Якобса фигурирует мой любимый оркестр-уже упоминаемый Кончерто Кельн.
Из записей Арнонкура нужно особенно отметить редко исполняемую, но достойную внимания музыку Моцарта к драме Геблера "король Тамос". Экстраординарная музыка, конгениальное исполнение!
Что касается сравнения между собой Якобса и Арнонкура, то у Якобса более тонкая и филигранная отделка деталей партитуры, у Арнонкура же гораздо лучше прочувствованы мистические места в музыке, такие как, например, непостижимо прекрасный и загадочный квартет прощания в "Так поступают все".
Грандиознейшее произведение Моцарта-адажио и фуга до минор для струнного оркестра К546.Считаю, что изучая Моцарта, пройти мимо этого могучего произведения НИКАК НЕЛЬЗЯ:
http://www.youtube.com/watch?v=De1nv9Cw ... re=related Еще один шедевр-адажио, написанное в год смерти для слепой исполнительницы на стеклянной гармонике. (Интереснейший инструмент, кстати! Стеклянные чашки, вращающиеся в воде, пальцы извлекают звуки неземной красоты, если конечно руки растут не из задницы...) Да, так вернемся к Моцарту. В этом произведении чувствуется позднемоцартовское ощущение красоты, несущее в себе предчувствие близкого конца.
Вот как сказал об этом произведении Чичерин:
"Само сочетание звучностей, создает нечто легкое, туманное, приглушенное, серебристое, волшебное. Это как бы поэма лунного света... Переживание удивительно напоминает бодлеровскую поэму в прозе... Так волшебно, легко, поэтично, полно таинственности и скрытого глубокого ужаса..В Рондо легкие порхающие тени в лунном свете, что-то недоговоренное, близость чего-то несказанного, волшебного, обрывки любви или предчувствия любви и смерти, в глубине грез..."
http://www.youtube.com/watch?v=sXSnI8VTIDM&translated=1 Исполнение конечно посредственное, но прочувствовать всю красоту этой музыки вполне возможно. «Имеющий уши да услышит"
И еще одно адажио, того же периода:
http://www.youtube.com/watch?v=dE_MZzvi ... re=related Здесь играют уже совсем прилично.
Сколько раз слушал это простенькое адажио, и каждый раз возникает одно единственно чувство-нет прекраснее музыки на земле.
К сожалению, не могу порекомендовать СД, у меня эти произведения только на виниле.
Масонские произведения.
Что интересно-практически все значимые композиторы того времени были масонами-Моцарт, Гайдн, Бетховен)
Масонские вещи есть на виниле - сборник VOX и в полном собрании записей Филипс на СД
Наиболее интересные произведения:
Масонская траурная музыка K477
В средней части звучит старинный григорианский хорал и производит сильнейшее впечатление своей просветленностью.
Последний аккорд-до мажорный, символизирующий бессмертие души, насколько я понимаю. Только боль разлуки, смерти же, как таковой нет.
http://www.youtube.com/watch?v=_njcpnaa ... re=related И адажио для ритуалов в ложе:
http://www.youtube.com/watch?v=BudoYDXU_FA&translated=1 Приглушенный свет, таинственная атмосфера, отсутствие ярких красок, насыщенность специальной символикой-троекратный стук, слигованные терции и сексты, символы союза.
Аббасhttp://shabad.ru/forumaml/index.phphttp://www.classicaudio.ru/