В качестве эпиграфа:
- The doctor says I'll be alright, but I'm feeling blue -
from "Had Me a Girl" - Tom Waits
С самого момента основания форума собирался открыть тему по своему любимому артисту. Именно артисту, потому как Уэйтс – нечто большее, чем просто музыкант. Да и вообще, личность он уникальная. Блюз, джаз, кантри, бардовщина…. и всё это в сочетании с удивительный коктейлем из иронии, фрика и чувственности, вплоть до сентиментальности. Бывает же такое! Вот ведь умудряется человек даже самые проникновенные баллады исполнять без пафоса и приторности, создавая странное ощущение какого-то несерьезного отношения ко всему происходящему. И в то же время чувствуешь, что всё это очень серьезно. Блин.... живут же на свете психи
Итак, поехали:
1973 - Closing TimeНе самый яркий дебют, который еще весьма далек от того, что мы слышим в его более поздних работах. Материал слабоват, а как исполнитель ТУ еще явно не «разошелся». Он еще только нащупывает свой стиль, да и голос еще не тот. Музыка представляет собой, скорее, банальный набор лирически-минорных песенок для кабака, не мешающих посетителям спокойно беседовать, употребляя вовнутрь и пережевывая закуску.
1974 - The Heart of Saturday Night Еще не совсем то, но наряду с несколько нудноватыми вещами, встречаются настоящие шедевры в роде New Coat Of Pain, Fumblin With The Blues и минималистичное пение под "голый" контрабас в Diamonds on my Windshield. "Кабака" еще многовато, но будущий гениальный "сентиментальный шут" уже в образе Уэйтса просматривается.
1975 - Nighthawks at the DinerФигня полная. ТУ просто рассказывает анекдоты под аккомпанемент чего-то околоджазового. Записано вживую. В качестве публики присутствует "компания близких друзей", которые обеспечивают "смех за кадром", активно реагируя на каждую замоченную корку. Возможно, для тех кто хорошо знает аглицкий, это и будет интересно.
1976 - Small ChangeХорошая пластинка. Собственно говоря, первая, показывающая "настоящего" ТУ. Появляются по-настоящему экспериментальные моменты, а классический имидж Уэйтса просматривается уже явно. Ну и хороши "говорящие" названия песенок типа "Bad Liver and a Broken Heart" и "The Piano Has Been Drinking (Not Me)". Вообще, такое ощущение, что там все про пьянку
Особенно радует прикольная "I Wish I Was In New Orleans" и банальная, но красивая и теплая "Invitation To the blues".
1977 - Foreign AffairsЭто первый альбом Уэйтса, где он окончательно становится самим собой по части голоса. Большая часть лирики посвящена битникам Jack Kerouac и Neal Cassidy. Кроме нескольких песенок, сплошной сюр-сумбур, местами весьма нудный.
1978 - Blue Valentine А вот это уже Том Уэйтс во всей своей красе
Открывается альбом переложением "Somewhere" из West Side Story Бернстайна. Тут его голос просто великолепен. Сочетание красивой балладности и проникновенности с хулиганским драйвом и постоянно "витающим в воздухе" духом самостёба. В число любимых входят почти все песни из этой пластинки.
1980 - Heartattack and VineЗамечательное название
И музыка хороша. Классический пример музыки Тома Уэйтса среднего периода творчества, хотя и с переизбытком ритм-энд-блюза. Особенно люблю агрессивно-заводную Downtown и потрясно проникновенную заключительную балладу Ruby's Arms. И Saving All My Love for You тоже хороша.
1982 - One from the Heart - Tom Waits/Crystal GayleМузыка к фильму Копполы, записанная с, насколько я понял, очень известной кантри-певицей Crystal Gayle. В общем, красивая чувственная пластинка с сильным креном в сторону джаза, без уэйтсовского фрика. Но мне не шибко нравится. Хотя голосок у подруги красивый.
1983 - SwordfishtrombonesАфигеть! В кредитсах указано аж целыз 35 человек исполнителей! Но вся эта толпа записала роскошную пластинку. Это что-то одновременно и мягкое, лирично-задумчивое и красивое, и, в то же время, вкрадчиво-ироничное, театрально-философское. А заодно еще и очень заводное. Уэйтс как будто одновременно старается внушить нам целую кучу каких-то очень важных глубоко прочувствованных мыслей, и, в то же время, предлагает относиться ко всему этому не слишком серьезно.
На подпевках Crystal Gayle.
1985 - Rain DogsНаряду с Swordfishtrombones вполне обоснованно считается одной из лучших пластинок Уэйтса. Выдержана в том же духе. И опять на обложке фамилии 25 человек. В числе прочих в записи альбома участвовал гитарист Крис Спэддинг. На басу, кстати, совсем никому в то время еще не известный Тони Левин. А в качестве гитариста и бкгр-вокалиста в кредитсах указан некто Кит Ричардс - уже к тому времени немного известная в узких меломанских кругах личность.
1987 - Franks Wild YearsЧто-то в роде мюзикла - совместное творение Уэйтса и его жены Kathleen Brennan. Мне нравится, но в меру. Слишком "театрально" для того, чтобы хорошо звучать в записи.
1988 - Big TimeТипа концертника что-то. Вещи в основном известные, но звучит это в духе Franks Wild Years. Да и из этого альбома песенок много. Слушать не особо в кайф. А вот видео-версия просто потрясная! Время пролетает совершенно незаметно, а то, что в аудио-варианте воспринимается как неоправданная "шиза", выглядит отвязным прикольно-ироничным лицедейством.
1992 - Night on Earth Тоже саундтрек. Совсем фрик. Не знаю, как это смотрится, но слушать это невозможно. За исключением вариаций "Good Old World".
Кстати, в этом фильме Джима Джармуша Уэйтс снялся в роли... кого? Конечно же, в роли старого пропойцы
1992 - Bone MachineОдин из нелюбимых альбомов Уэйтса, хотя он за него "Грэмми" и словил. Слишком шизовый и како-фоничный. Единственное что восхитило, так это запись в кредитсах " Kathleen Brennan - Percussion, Stick". Замечательная, видать, у него жена
Порадовало присутствие потрясного басиста Леса Клэйпула из PRIMUS - одной из лучших современных команд. Означен на обложке и Keith Richards.
1992 - Early Years (1970-1972) Двойной ретроспективный CD-альбом, великолепно дающий представление о Томе Уэйтсе периода 1970-1972 годы. Это уже не кабак, а, скорее, «подворотня», где совсем еще юный, но уже полный амбиций и сознания собственного величия наглый юноша, изо всех сил изображает из себя барда, рисующего жизнь близлежащих улиц. На одной из фотографий, использованных при оформлении альбома, Уэйтс изображен в совершенно просто потрясном виде. Эдакий самодовольный пацан в простой черной футболке и джинсах с высоко вздернутым носом и бычком в зубах в толпе солидных дядек. Отличная пластинка! По-доброму наивная, теплая, живая.
1993 - Black RiderОпять саундтрек. На этот раз к спектаклю на либретто Уильяма Берроуза. Местами здорово, а местами совсем сюр непотребный. Хотя спектакль, наверное, веселый получился
1999 - Mule VariationsПервый альбом Уэйтса, записанный им на панкушно-альтернативном лэйбле "Epitaph". В кредитсах красуются имена Charlie Musselwhite, John Hammond, а так же музыкантов из PRIMUS. Хаммонд, кстати, в 2001 году записал (средненький, надо признаться) совместный с Уэйтсом альбом, где они исплняют преимущественно вещи Уэйтса.
А "Мул" хорош! Он очень экспериментальный, фрикануто-стебовый, но в то же время и очень по-уэйтсовски лиричный.
2002 - Blood MoneyВ духе "Мула", и даже лучше. В кредитсах опять присутствует Charlie Musselwhite.
2002 - AliceСаундтрек к спектаклю по "Алисе в стране чудес", записанный еще в начале 90х, но изданный в один день с "Blood Money". Вот этот саундтрек очень хорош и вполне слушабелен. Тоже нечто в духе "Мула", но гораздо меланхоличнее и мягче.
2004 - Real GoneТут чувак с фриком и минимализмом переборщил ИМХО. Мне не очень нравится, но, возможно, к этому надо привыкнуть. Слишком много вариаций на тему “Big In Japan”. На обложке в списке продюсеров/исполнителей жена Уэйтса (чаще всего там присутствующая) не указана. зато есть там два его сына
На басу опять Клэйпул.
Ну и напоследок: 30 марта в клубе буду делать вечер этому самому Уэйтсу посвященный. Сначала будет предложен рассказ о Томе Уэйтсе, а затем продемонстрируем видео “Big Time”. Надеюсь, обсуждение темы поможет мне лучше приготовиться к рассказу.
Приглашаются все желающие.
Ну и заодно готовлю статью для сайта. Но это еще не скоро будет.