Shlomo GronichЕсть в израильской музыке три имени, к которым я давно боюсь подступиться - настолько их материал громаден, значим и разнообразен. Представьте себе сайт, на котором по одной странице посвящено Битлз, Элтону Джону и Роллингам, и столько же, по одной странице, всяким исполнителям второго и третьего эшелона - это было бы странно. Так вот в Израиле подобную значимость (с моей субьективной точки зрения) имеют Каверет, Шем-Тов Леви и Шломо Гроних.
Гроних - самодостаточный исполнитель, он и композитор, и клавишник, и певец. Он - странный, необычный и оригинальный, его песни как бы находятся в иной плоскости, далеко от общей массы. Изысканность и изобретательность его музыкального языка приковывают к себе любителей прогрессива или сложной музыки, и первые его альбомы однозначно можно отнести к прогрессиву. У него нет хитов, в преклонном (ныне) возрасте он носит длинные волосы, и поет (по сей день) высоким, почти женским голосом. А еще - его песни часто грустны. И несмотря на стандарты музыкальной индустрии - никуда не сворачивая, идет своей дорогой, все эти годы соединяя в своих альбомах трудно сочетаемые вещи - классический рояль и вокал фальцетом со свингующим биг - бэндом, мрачный и депрессивный рок с низким баритоном и плач верующего с шофаром, прогрессив на грани авангарда и изысканно мелодичные баллады. Среди его гостей в студии и на концертах побывали Матти Каспи и эфиопский детский хор, частый гость - Шем-Тов Леви (который, заодно еще и его близкий родственник), среди гостей музыкантов - все ведущие студийные музыканты Израиля - Меир Исраэль, Алон Олеарчик, Ицхак Клептер, Моше Леви. Перечислять можно было бы долго, но, боюсь, что для русскоязычного не израильского слущателя даже эти имена ничего не говорят. Также многогранен и изобилен он и в ипостаси композитора (что не отражено его в альбомах, только отчасти в последнем трехдисковом сборнике) - саундтреки к фильмам и постановкам, музыка для хоров, обработки восточной музыки в классическом стиле, оркестровки для Израильского симфонического оркестра, авторская музыка для камерного трио, детские песни и подчеркнуто откровенная попса для других певцов. В отличие от большинства одаренных людей, гиперактивность которых проходит к 30 годам, и дальше они варятся на маленьком огне - Гроних не снижает обороты по сей день. Основные его альбомы его издаются достаточными тиражами и легко находятся в местных магазинах, файлов полно в сети.
ДискографияWhy Didn't You Tell Me (1971)
от pu i,
от musicgateWith Matti Caspi - Beyond the Sounds (1973)
от DonKzat Aheret / NoNames (1975)
от musicgateLive (1980)
от Don1000 маленьких поцелуев (музыка к фильму Миры Реканати) (1981) -
трудно добываемый малотиражный инструментальный альбом, в розыскеCotton Candy (1982) -
прогрессив, заслуживающий пристального вниманияWith Shem-Tov Levi - The Family Album (1983) -
окончание прогрессивного периода, в бОльшей степени - сатирическое кабареWith Yonatan Geffen - Гавайи и эстрада (1984) -
Сатирическое музыкальное stand-up шоу по поводу сильно не популярной войны с Ливаном, в розыскеWith Matti Caspi - Beyond the Sounds (1984) -
Менее удачное повторение рецепта 1973 годаМоя мама всегда хотела, чтобы ее сын был в телевизоре (1986) -
Участие в серии популярных юмористических теле передач, в розыскеИз за манго (1988) -
детский альбом, в розыскеMoonlight Walker (1988) -
приятный альбом (но не более того) с оттенками синт-попа и новой волныNeto Live (1991) -
запись концерта, только для комплетистовShlomo Gronich & Sheba Choir (1993) -
Сильный альбом, этиника, хор, редкие прог-элементыКоллекция 1 (1994)
With Matti Caspi - Beyond the Sounds (2002) -
Снова старый рецепт, но уже более удачный, возможно из-за присутствия обеих жёнOn The Way To The Light (2003) -
Первый из двух обращений к традиции и напрямую к Б-гу, без знания иврита теряет половину очарованияJourney To The Source (2008) -
Вторая молитва, пробирает до мурашек по кожеAdmay Ensemble -
Что-то малотиражное, в розыскеThe Best Of (2010)
After All (2013) -
Первое впечатление - Хороший мультижанровый поп-альбом