ELPfan писал(а):
Atmosphera - Lady of Shalott (1975-1987)
Выпуск архивных записей этой прекрасной израильской симфопроговой команды на фирме MIO Records (кстати, давно почившей в бозе) стал в 2002 году эпохальным событием в мире прогрессива, открыв этих удивительных музыкантов для широкой публики. В 1977 году эти фактически еще подростки записали две длинных концептуальных сюиты Lady of Shalott и Cuckoo длиной 16 минут каждая, однако не нашли понимания у рекорд-лейблов, и пластинка так и не вышла. Однако MIO отыскала эти мастер-ленты, а также ряд других демо и концертных записей, и собрала их в этот блестящий двойник. В музыкальном отношении влияние таких монстров, как Yes, на их творения неоспоримо, однако мне кажется, они скорее пропустили через себя все эти йесовские флюиды и выдали абсолютно новый продукт, в отличие от, например, откровенных клонов типа Starcastle или Welcome. Вокалист, конечно, характеризуется высоким, громогласным, ангельским пением в духе Джона Андерсона, гитарист явно наслушался Стива Хау, а клавишник много изучал классические пассажи Рика Вейкмана (правда, сдается мне, скорее его ранние сольные альбомы), однако мелодика совсем не джазово-мажорная, как это часто бывало у Yes, а скорее минорная аля Druid или Camel. Музыка исполнена чувства и грации, мелодии переливаются все новыми и новыми красками, нежный вокал сочетается с экспрессивными гитарными соло, роскошными синтезаторными и фортепианными проходами и красивейшими басовыми линиями. Также на этой компиляции можно найти две очень удачные вещи с демо 1975 года, а также современное прочтение Cuckoo с добавленным меллотроном. На втором диске содержатся как чудные живые интерпретации старых вещей 1978 года, так и более поздние электронные эксперименты барабанщика группы, которые не столь интересны, а также небольшое 10-минутное концертное видео из 1977 года, которое само по себе настоящий раритет. В общем, материал группы был настолько хорош и глубоко продуман, что просто диву даешься, как боссы звукозаписывающих компаний могли это пропустить. Одна из лучших прогрессивных команд Израиля за всю историю, которая явно перешагнула границы своей страны в плане композиционной сложности и отточенности мелодий!!!! МАСТЕРПИС!!! Highly, highly recommended!!!!
Немного подробней
Yuval Rivlin - keyboards
Motti Fonseca - guitar
Alon Nadel - bass
Ami Lipner - drums
Efraim Barak – vocal, guitar
Atmosphera появилась в 1975, ее ядром были трое 16-летних школьных друзей; Yuval Rivlin (Keyboards), Ovadiya Aharony (Vocals and Guitars) и Shmuel Yaron (Drums). Чуть позже присоединились гитарист Moti Fonseca и Tzahi "Tsoof" Philosof (bass). Начали они с каверов классических рок-пьес, Моти и Юваль при этом обнаружили совпадение музыкальных вкусов и решли, что им нужна именно прог-группа. Они начали исполнять свой собственный материал и назвали состав "Atmosphera" (Atmosphere). Моти написал музыку для двух номеров с вокалом на английском. Стихи к одной из пьес содержали пассажи Шекспира из Макбет - "Tomorrow, Tomorrow and Tomorrow", которые выбрал "Tsoof". Другой пьесой была "Love is waiting for a lover" (Storey, David Malcolm). Начались репетиции двух оригинальных пьес, но, как и во многих других молодежных составах, "Tsoof" и "Shmill" решили уйти, чобы заняться тем, что было интересно им. Их место заняли два студента коллеждей - Alon Nadel (Bass) и Ami Lipner (a.k.a. Me El Ma, позже член Zingale). С новым составом Юваль решил написать новую пьесу и выбрал для нее поэму "Lady of Shalott" (Alfred Lord Tennyson). В начале 1976, после периода 18-месячных репетиций, они обратились к промоутеру Shaul Grossberg, который впервые выпустил их на сцену. Они подписались на 2 совместных шоу с "Chalom Kosmi" (Cosmic Dream). Выступление имело огромный успех. К сожалению, вскоре после этого Овадья обьявил о выходе из состава. После утверждения группы в качестве самого популярного живого шоу того времени среди израильских прог-фанов – они стали выступать в Бейт Лессин с другими легендарными проггерами тех дней, включая Piamenta, Cosmic Dream и Zingale. В течение этого времени достигла пика популярность группы, в результате они получили возможность выступить на легендарном Фестивале "Neviot" на одной сцене с Ричи Хэвенсом и многими главными израильскими составами, а также записать радио и ТВ сессии, которые, однако никогда не были выпущены в эфир.
В то же самое время, их соотечественники ZINGALE были на перепутье. Их контракт с лейблом "Декка" не был выполнен, как планировалось, и мечта о международном успехе рухнула. Они закончили запись альбома "Peace", и собирались подписывать контракт с Decca, когда генеральный директор Decca слег с сердечным приступом и проект был прерван. Их мечта о международном успехе была разбита. В конечном итоге, альбом был выпущен в 1977 на Израильской фирме "Hataklit Haifa". Случайная встреча в магазине звукозаписей между Эфраимом Бараком (ведущим гитаристом и певцом ZINGALE) и членами ATMOSPHERA, подтолкнула 27-летнего певца присоединиться к группе, таким образом формируя ее окончательный состав. Группе (теперь включая Эфраима Барака) предложили контракт с лейблом звукозаписи "Hataklit" (который также выпустил легендарный альбом Zingale), кроме того, был подписан контракт с Nitzan Zeira, 18-летним сыном генерального директора фирмы, ставшим менеджером группы.
Перед началом сессий звукозаписи группа снова взялась за репетиции, доводя свой стиль и звук до совершенства. Они планировали записать "Lady of Shalott" на одной стороне, и две ранних 10-минутных пьесы - на другой. Но в конечном итоге Юваль решил написать новую пьесу, базирующуюся на стихах из поэмы "When Daisies Pied" из Шекспировской "Love's Labour's Lost". Позже пьеса получила название "Cuckoo", пришедшее из публики во время живых шоу. В 1977 они появились в "Kolinor Studios", чтобы начать работать над двумя своими оригинальными большими композициями; "Леди Shalott" и "Cuckoo" и несколькими демо записями. Обе пьесы были очень сложны и имели продолжительность более чем 15 минут каждая. О группе тогда почти полностью забыли. Группа провела более чем шесть месяцев в студии и сумела закончить запись "Леди Shalott", которая была смикширована и отредактирована другим членом Zingale Дэвидом Розенталем. Между тем они продолжали интенсивные концерты. Их шоу имели все признаки прогрессива: одеяния музыкантов, множество клавишных у Юваля и впечатляющее световое шоу. Во время этого года популярность их достигла пика, они были приглашены на Национальное радио Армии ("Galei Tzahal"). Там они выступали в шоу Йоава Кутнера "Rock Plus", и там же проводились сьемки для TV шоу "MultiVision" поэта Давида Авидана. Однако телепередача никогда не была выпущена в эфир и осталась в архивах до ее использования в единственном диске группы. В 1978 Израиль познакомился с панком, и недолгая эра прогрессива подошла к концу.
Лейбл "Hataklit Haifa", боясь коммерского провала альбома попросил "Atmosphera" закончить работу. Но затянувшаяся работа над "Cuckoo", совпавшая c персональными проблемами членов группы, заставила положить незаконченную пьесу на монтажный пульт. Даже попытки Me El-Ma поспешно сделать грубый микс не спасли положение. Фирма отказалась от альбома. В результате вето лейбла группа распалась, и их ленты были положены на полку на целых 20 лет.
После этой неудачи Юваль был призван в армию. Efraim Barak и Me El-Ma вошли в "Zingale", которые меняли состав, чтобы работать над новым материалом на иврите. "Atmosphera" перестала существовать. Во время службы в армии, Юваль присоединился к группе "Istopy", включавшей Shay Minkovsky (Drums), Yaron Bloch (Vocals) и Zeev Winstok (Bass). Моти появлялся на нескольких репетициях, но не учавствовал в финальной сессии записи. Их пьеса "Catharsis" была записана в начале 80'х в "Gal-Kol" студии, где Юваль работал после армии. На записи присутствовал Me El-Ma (drums). В музыке слышны сильные влияния RIO. Запись добавлена на CD #2, как бонус трек.
Незаконченный альбом стал мифом в Израиле. В конце 90-ых CDR посредственного качества с записью этих сессий начал циркулировать среди коллекционеров. Спустя почти 25 лет после оригинальных сессий, MIO records в Израиле сумели решить все проблемы относительно авторских прав и выпустили эти, теперь ремастерированные записи с добавлением ранее неизвестных демо и неколько позже записанного номера дочернего состава Istopy (который сделал запись только одного трека, но какого!!!) и несколько интересных электронных соло записей, сделанных Me El Ma, в дополнение к этому им удалось найти радио-сессии и фрагментированные потерянные телевизионные кадры, которые считались утраченными, но восстановлены и отредактированы в изумительный клип (один из очень немногих видео материалов Израильского прога 70-ых). Вдобавок к этому новый и замечательный альтернативный вариант "Cuckoo" был сделан специально для этого релиза с большими новыми мелотронными частями. Почти 25 лет спустя этот шедевр был расценен как один из лучших опусов израильского прогрессивного рока
Этот двойной компакт-диск ограниченного тиража рекомендован поклонникам симфонического прогрессива (поклонникам Yes в особенности) и также дает шанс слышать и видеть одну из лучших израильских групп всех времен на их пике. Диск показывает их, как одну из самых прекрасных и амбициозных израильских прог-групп. С профессиональным подходом они записывали долгие и сложные номера. Несмотря на молодость, все участники группы были профессиональными музыкантами и одаренными композиторами, в основном находящимеся под влиянием Yes (состава 1972) и в меньшей степени Genesis. Гитарист Fonseca был известен как Motti "Steve Howe", клавишник и главный композитор Yuval Rivlin мог быть описан, как израильский ответ Rick Wakeman, В то время как Nadel и Lipner могли легко участвовать в записи "Close To The Edge" (и это не преувеличение!). Как упомянуто прежде, группа была под сильным влиянием Yes, но все же им удалось оказаться новыми и оригинальными, особенно на "Кукушке". Судя по качеству сложной музыки и высокому исполнительскому качеству, созтается впечатление, что это состав из опытных музыкантов, а не группа учеников колледжей, которыми они были в действительности. Они также создали замечательную дочернюю группу Istopy, записавшую только один номер со сложным и театрализированным прогрессивом с названием Catharsis в 1981. Atmosphera остается одной из самых прекрасных (некоторые говорят, что самой!!!) и самой загадочной и редкой группой из всех, появившихся на израильской Прог-сцене семидесятых. Немногие, кто действительно знает их работу, оценивают их очень высоко.
Alon Nadel стал одним ведущих Израильских сессионных джазовых музыкантов, и записывался с "Doda", Shalom Chanoch, Yeudit Ravitz, Yoni Rechter, Shem Tov-Levy, Arik Einstein, Ariel Zilber, Shlomo Gronich, и многими другими. Alon выпустил сольный диск "Jazz Zeppelin" с джазовыми интерпертациями хитов Led Zeppelin. Юваль Ривлин стал партнером - совладельцем "Gal-Kol" студии и позже открыл свою студию "Atmosphera". Вскоре он обратился к ортодоксальному иудаизму, но по сей день выступает и записывается, Efraim живет в маленьком поселении на в Галилее, на севере Израиля, где у него своя профессиональная студия. Me El-Ma открыл свою студию в 80ых, где записывал экспериментальные пьесы со своими друзьями. Три номера того времени добавлены на второй диск. Позже он отправился в Дюссельдорф, где по сей день продолжает работать над мультимедийными и аудио проектами. Он продолжает записывать оригинальные амбиент и авангардные опусы, и частным образом выпустил альбом "I'm Singing in the Brain", выпущенный потом на MIO Records.
(Источники компиляции - ~ Gil Keltch, gepr.net, ~ musea.musearecords.com, текст с буклета диска и много других незафиксированных источников на иврите)
Дискография:
Lady Shalott (записи 1975-78) - 2002 (MIO records)
Tracklist:
CD1
Lady of Shalott
Cuckoo
Tomorrow (rehearsals)
Love is waiting for a lover (rehearsals)
Cuckoo - remix
CD2
Video clips & Catalog
Beit Lessin 1976 - Announcement
Beit Lessin 1976 - Tomorrow
Lady of Shalott live at Galey Zahal
Istopy - Catharsis
Me El-Ma - Nightmare
Me El-Ma - Toridtagitar
Me El-Ma - The Children Dance
В 2015 в Греции вышел винил "Atmosphera" с двумя основными композициями группы